Ассортимент моторных масел и смазок и области их применения

Смазочные масла по применению подразделяются на моторные, трансмиссионные, специальные, машинные и масла различного назначения.

Современная классификация моторных масел по ГОСТ 17479.1–85 предусматривает обозначения:

  • М – моторное масло; цифра – класс вязкости при 100 °С, буква – назначение в соответствии с эксплуатационными свойствами;
  • индекс при буквах: 1 – для карбюраторных двигателей, 2 – для дизелей. Отсутствие индекса указывает на то, что масло универсальное, т. е. пригодно и для бензиновых, и для дизельных двигателей.

Основу современных смазочных масел для двигателей составляют хорошо очищенные базовые масла, качество которых улучшено различными присадками, добавляемыми в количестве, определяемом требуемым уровнем эксплуатационных свойств.

Для карбюраторных двигателей выпускаются масла четырех групп – А, Б, В, Г. Наиболее распространенным всесезонным маслом для двигателей ГАЗ–53, ЗИЛ–130, Урал–375 и др. является масло М–8В1 с комплексом эффективных присадок. При его отсутствии допускается эксплуатация этих двигателей и на М–8Б, а масло М–8А допускается использовать только как заменитель.

Масло группы Г: М–12Гг (летнее), М–8Г, (зимнее) и М–63/10Г (всесезонное) разработаны специально для двигателей семейства ВАЗ.

В настоящее время они применяются и для других современных двигателей легковых автомобилей.

К всесезонным маслам относятся также М–8з/ЮВ и М–4з/6Б. Все загущенные масла обладают очень хорошей вязкостно-температурной характеристикой и обеспечивают высокую готовность автомобиля к работе в зимних условиях. Пуск двигателя без подогрева возможен при температурах -30+40 °С.

Интересно
Масло М– 6з/10В относится к универсальному долго работающему. Оно обеспечивает бессменную надежную работу карбюраторных двигателей (кроме автомобилей ВАЗ) до 18 тыс. км, а мало- и среднефорсированных дизелей – до 15 тыс. км.

Масла для дизелей более вязкие, чем для карбюраторных двигателей. Это вызвано повышенными удельными нагрузками на детали кривошипно-шатунного механизма и более высокими тепловыми режимами работы. В силу этого дизельные, масла должны обладать более высокими эксплуатационными требованиями, что достигается подбором соответствующих присадок.

Масла для автомобильных дизелей принадлежат к группам Б, В и Г с номинальной вязкостью при 100 °С 8 сСт (зимой) и 11 сСт (летом). Масла М–8Б2 надо применять для малофорсированных двигателей зимой и М–10Б2 летом; масла М–8В2 и М–ЮВ2.

При эксплуатации масла его характеристики изменяются.

Наиболее достоверным критерием установления периодичности смены масла – оценка качества работающего масла по браковочным показателям. Замену масла по браковочным показателям необходимо производить, если достигнуты предельные значения одного или нескольких показателей.

Общество автомобильных инженеров (SАЕ) разработало классификацию масел по вязкости. Условный цифровой индекс вязкости зарубежного масла входит в обозначение масла. Для зимних и всесоюзных масел в обозначение вводят букву W.

Кроме того, классификация моторных масел, разработанная американским Нефтяным институтом (АР1) предусматривает деление их на две группы, имеющие буквенные обозначения:

  • S (сервис) – для карбюраторных двигателей;
  • C (коммерческие) — для дизелей.

Уровень эксплуатационных свойств обозначается дополнительными буквами:

  • SА – масла без присадок для старых типов карбюраторных двигателей;
  • SВ — масла с антиокислительными и противозадирными свойствами для ДВС, работающих с небольшой нагрузкой;
  • SС – масла, предназначенные для ДВС 1964-1967 гг. выпуска и обеспечивающие защиту от низко- и высокотемпературных отложений, изнашивания и коррозии;
  • SВ – масла для ДВС, выпущенных в 1968-1972 гг. с более высокими качествами по сравнению с группой SС;
  • SЕ – масла, превосходящие по качеству группу SБ и предназначенные для ДВС, выпускаемых с 1972 г.;
  • SР – масла, производимые с 1980 г. и имеющие по сравнению с группой 8Е более высокую стабильность, лучшие антиокиспитепьные и смазывающие свойства.

Трансмиссионные масла предназначены для смазывания зубчатых передач, подшипников и других деталей и узлов автомобилей.

Условия работы трансмиссионных масел имеют ряд особенностей: высокие удельные нагрузки в зоне зацепления зубчатых колес (иногда со скольжением), условия граничного трения (особенно в начале работы), высокие скорости относительного скольжения зубьев, широкий интервал рабочих температур и др.

К наиболее важным требованиям, которым должны удовлетворять эти масла, относят:

  • уменьшение износа деталей трансмиссии;
  • уменьшение сил трения;
  • отвод тепла;
  • удаление продуктов износа из зон трения сопряжений;
  • отсутствие коррозионной агрессивности по отношению к деталям;
  • отсутствие вспенивания и возможно меньшее изменение свойств масел при работе;
  • защита деталей трансмиссии от ударных нагрузок.

В зависимости от напряженности работы агрегатов трансмиссионные масла подразделяются на следующие группы:

  • без присадок или с мягкими противоизносными присадками для цилиндрических, конических передач, работающих при умеренных нагрузках и невысоких рабочих температурах;
  • с противозадирными присадками средней активности для спирально-конических передач;
  • для гипоидных передач с высокоэффективными противозадирными присадками;
  • для гидромеханических (автоматических) и гидрообъемных передач;
  • универсальные, обеспечивающие работу всех типов зубчатых передач.

В зависимости от климатических условий трансмиссионные масла подразделяются на летние, зимние, всесезонные, северные и арктические, различающиеся вязкостно-температурными свойствами.

Пластичные смазки представляют собой минеральные масла, загущенный до мазеподобного состояния кальциевыми, натриевыми, литиевыми или другими мылами, полученными на основе натуральных жиров или синтетических жирных кислот.

Исходя из рассмотренных условий работы пластичных смазок универсальная смазка должна:

  • обеспечивать минимальные трение и износ;
  • хорошо удерживаться в узле трения;
  • обладать необходимой механической стабильностью, устойчивостью к воздействию повышенных температур, нагрузок, кислорода воздуха, влаги, пыли и агрессивных компонентов атмосферы;
  • обеспечить надежную эксплуатацию при низких температурах.

Кроме таких, общих с другими смазочными материалами, характеристик, как вязкость, содержание воды и механических примесей, коррозионность, испаряемость и т. д., пластичные смазки обладают рядом специфических свойств.

Величина такого показателя, как эффективная вязкость, характеризует уровень и постоянство энергетических затрат в узле трения; предел прочности и термоупрочнение определяют способность смазки удерживаться на движущихся деталях, в негерметизированных узлах трения, а также сохранять свои свойства в процессе эксплуатации; пенетрация характеризует консистенцию (густоту) смазки; температура каплепадения определяет верхний температурный предел работоспособности смазки; коллоидная и механическая стабильность характеризует постоянство состава и свойств смазки при хранении и эксплуатации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)