Деятельность психолога в системе управления человеческими ресурсами

Зададимся вопросом, можно ли определить типичные виды деятельности, которые определяют направления работы с человеческими ресурсами? Оказывается, что все их многообразие сводится к шести основным формам. Прежде всего, это психолого-просветительская деятельность, которая создает предпосылки для востребованности психологических услуг в организации. Вторая составляющая — диагностика наличного состояния, положения дел, предполагающая, что используется весь спектр соответствующих каждому случаю методов и средств. Более узкие задачи, чем во втором случае, позволяет решить экспертиза, которая призвана дать ответ на конкретный вопрос. Самостоятельное направление в работе с человеческими ресурсами — осуществление или организация воздействия, необходимого для требуемых (по мнению управляющей системы) изменений.

Последние могут касаться как конкретных специалистов, так и системы человеческих ресурсов в целом и затрагивать самые разнообразные их аспекты, например, диспозицию персонала, профессиональные навыки, которыми владеют конкретные группы специалистов, ценности. Самостоятельным
направлением в деятельности психолога выступает консультирование, связанное с задачами управления человеческими ресурсами. Все перечисленные направления деятельности можно было бы обозначить как услуги. Во всех  этих случаях так называемые внутренние средства труда (правила, алгоритмы,
эталоны осуществления деятельности) не отчуждаются в пользу организации.

Наряду с услугами, еще одним направлением деятельности выступает создание и использование информационного обеспечения управления человеческими ресурсами. К нему относят базы данных, аналитические материалы, методические средства, методические рекомендации и т. п. Разграничение видов деятельности на услуги и информационное обеспечение представляется важным, когда речь идет о планировании объема работ специалистов, их реализующих. Например, психологу поручена разработка и проведение тренинга, обеспечивающего решение конкретной задачи. В случаях, когда оказывается
услуга, объем сопровождающих эту процедуру документов и их состав окажется иным по сравнению с тем, когда тренинг разрабатывается и ≪передается≫ для последующего неоднократного использования другими специалистами. Если в первом случае документы представлены кратким обоснованием, программой,
раздаточными и демонстрационными материалами, то во втором — методическими материалами, позволяющими другому специалисту воспроизвести процедуру.

Продукт деятельности психолога, разработавшего и осуществившего тренинг,  в первом случае носит функциональный характер, а во втором — функциональный + материальный (текст). Создание подобных методических материалов требует значительных временных и интеллектуальных затрат, что отражается и на
общей стоимости этого мероприятия для организации.

Таким образом, деятельность специалистов, которые реализуют психологическое обеспечение в системе управления человеческими ресурсами, осуществляется как:

  • психолого-просветительская деятельность;
  • диагностика;
  • психологическая экспертиза;
  • психологическое воздействие, в частности, чтобы создать предпосылки к  оптимальному функционированию персонала, развитию субъекта профессиональной деятельности или коррекционной работе с персоналом;
  • консультирование;
  • создание и использование информационного обеспечения.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)