Дисциплинарная и административная ответственность в информационной сфере
Юридическая ответственность реализуется с учетом специфических методов информационного права при возникновении конфликтных противоправных ситуаций. Дисциплинарная ответственность наступает за противоправные действия, совершаемые субъектами информационного права в связи с исполнением своих прав и обязанностей (п. 6 ст. 9 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3526-1 “О правовой охране топологий интегральных микросхем”, ст. 46 Конституции РФ – ответственность служащих за непредставление информации или предоставление недоброкачественной информации).
Административная ответственность устанавливается за нарушение определенных правил поведения. В Кодексе об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за:
- нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1);
- нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов (ст. 5.5);
- изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах (ст. 5.12);
- умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (ст. 5.14);
- непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (ст. 5.17);
- непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25);
- нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5.36);
- отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39);
- незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53);
- сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);
- невыполнение правил ведения судовых документов (ст. 8.16);
Таким образом, КоАП РФ вводит новые составы административного правонарушения, практически аналогичные содержанию ст. 4 Закона РФ о СМИ. Речь идет, в частности, о таких правонарушениях, как пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13).
В качестве административного наказания предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на должностных лиц – от сорока до пятидесяти МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока до пятидесяти МРОТ с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот МРОТ с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой.
Два новых состава административного правонарушения, непосредственно касающихся деятельности журналистов, установлены КоАП РФ. Речь идет об ответственности за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11), а также за разглашение информации с ограниченным доступом лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей (ст. 13.14).
Второй состав прямым образом соотносится с обязанностью редакции сохранять конфиденциальность источника информации, а также сведений, предоставленных гражданином с условием сохранения их в тайне (ч. 1 и 2 ст. 41 Закона РФ о СМИ). Данные действия караются наложением административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц – от сорока до пятидесяти МРОТ.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе, в частности за отказ от контррекламы и ненадлежащую рекламу (ст. 14.3), КоАП РФ устанавливает для юридических лиц на уровне от четырехсот до пяти тысяч МРОТ. Кроме ответственности за данный состав, КоАП РФ вводит еще один, также имеющий отношение к Закону о рекламе.
Согласно КоАП РФ использование государственных символов (флага, герба, гимна) в нарушение установленных правил влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц – от пяти до десяти МРОТ (ст. 17.10).
Административный штраф налагается на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц – от ста до двухсот МРОТ. Рассмотрим теперь административную ответственность за нарушение права на получение информации. Согласно ст. 38 Закона РФ о СМИ граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
В соответствии с КоАП РФ нарушение права на поиск и получение информации является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Процедура подачи запроса информации и получения ответа редакцией СМИ подкреплена административной санкцией за отказ либо несвоевременное предоставление информации, как установлено статьей 5.39 КоАП РФ. Размер штрафа установлен в размере от пяти до десяти МРОТ, т.е. является достаточно низким.
Поэтому отграничение административного правонарушения от преступления с аналогичным составом происходит именно по объективной стороне, а именно – причинению вреда. Иное правонарушение – демонстрирование фашистской атрибутики или символики – карается административным штрафом в размере от пяти до десяти МРОТ с конфискацией фашистской атрибутики или символики или административным арестом на срок до пятнадцати суток с конфискацией фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3).
Примечательно, что, как установлено КоАП РФ, привлечение к ответственности возможно только в случае, если целью демонстрации была пропаганда такой атрибутики или символики. При данной оговорке положительное решение вопроса о привлечении к ответственности может быть принято, если доказано наличие цели демонстрации фашистских символов.
Однако только по итогам правоприменительной практики – в отсутствие соответствующей конкретизации в законодательстве – можно будет судить о том, в каких случаях демонстрация будет признаваться целенаправленной. Опять же, подобная ситуация может негативно отразиться на взаимоотношениях редакций СМИ с правоприменительными органами.
Необходимость установления ответственности за действия, которые описаны в составах этих правонарушений, вытекает из ст. 60 Закона РФ о СМИ. Последний был принят, как известно, в конце 1991 г. Таким образом, потребовалось более 15 лет для того, чтобы эта норма перестала быть бланкетной и появились основания для привлечения к административной ответственности за данные действия.
- Ответственность провайдеров в сети Интернет
- Гражданская ответственность в сети Интернет
- Административная ответственность в сети Интернет
- Уголовная ответственность в сети Интернет
- Приостановление выпуска СМИ
- Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации
- Ответственность за распространение запрещенной рекламы
- Уголовная ответственность
- Угрозы безопасности государства в информационной сфере
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу