Феномен свободного времени и временного пространства культурно-досуговой деятельности
Выделяют следующие разновидности времени: физическое, химическое, биологическое, социальное. Социальное время определяется как высшая форма времени.
В зависимости от объема временных рамок можно выделить следующие виды бюджетного времени: суточный, недельный, декадный, месячный, семестровый (у студентов), годовой и т.д.
Градация бюджетного времени может простираться вплоть до временных рамок жизни человека (средняя продолжительность жизни) или времени существования определенных стран, государств, и длительности исторических эпох. Любой временной бюджет складывается из трёх главных временных затрат: время непреложных затрат, рабочее время и свободное время.
Время непреложных затрат – это та часть общего бюджета времени, которая расходуется на домашний труд, самообслуживание, удовлетворение физиологических потребностей, выполнение семейных обязанностей и т.п.
Рабочее время − это временная затрата, связанная с выполнением профессиональных функций и работой на производстве, регламентируемая должностными инструкциями, характером и графиком работы.
Рабочее время может исчисляться ежедневно, сменным способом, вахтовым способом и т.п. в некоторых творческих профессиях определение жестких рамок рабочего времени затруднено в силу объективных причин и должностные обязанности могут выполняться специалистами вне производственных помещений, в разное время суток, в выходные и праздничные дни и т.д.
Свободное время − это время, остающееся за вычетом бюджетов рабочего времени и непреложных занятий. Оно рассматривается как часть общего бюджета времени, свободная от выполнения гражданских, профессиональных, семейных дел и физиологических функций (сон, питание др.).
Человек выбирает, чем ему заниматься в свободное время с учётом своих интересов, склонностей, материальных возможностей, физического состояния, социального статуса и уровня культуры.
В структуре свободного времени можно выделить следующие элементы:
- общественно регулируемую часть, куда относятся коллективное творчество, учеба, занятия физкультурой и спортом, культурное потребление, развлечение и отдых;
- лично регулируемую часть, куда относятся индивидуальное творчество, самообразование, индивидуальное культурное потребление, физкультура и спорт, любительский труд, воспитание детей, товарищеские и дружеские встречи, различные виды развлечений, пассивный отдых, занятия в неформальных объединениях.
Таким образом, свободное время представляет ценность не само для себя, а в способности человека правильно его использовать. По утверждению Г. П. Орловой, это время предназначено для развития умственных и физических способностей, а также удовлетворения социальных потребностей.
В структуре свободного времени можно выделить время досуга и время более возвышенной деятельности. И если досуг на современном этапе чаще всего рассматривается как занятия для восстановления физических и духовных сил, в большей степени отдых, то под временем для возвышенной деятельности понимаются занятия, во время которых происходит развитие личности.
К такого рода занятиям можно отнести творчество, самообразование, не имеющее непосредственную связь с профессией, занятие спортом, туризм, экскурсии и т. д. Свобода, которая рождается досугом, не просто праздность, бездеятельность, а возможность самому решать, что делать и как потратить это время так, чтобы и отдохнуть, и получить удовольствие, и реализоваться, и чему-то научиться.
Отдых – это определяемый социальными условиями психофизиологический процесс, снимающий утомление, восстановляющий и развивающий физические, психические и интеллектуальные силы человека.
- Сущность и содержание понятия игра
- Историография проблемы свободного
- Сущность и содержание понятия досуговой деятельности
- Дифференцированный подход к лицам с ограниченными возможностями здоровья
- Общие и специфические методы социокультурной деятельности
- Информационно-методическое обеспечение социокультурной деятельности
- Краткая характеристика форм социокультурной деятельности
- Средства социокультурной деятельности
- Классификация институтов социокультурной деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу