Классификации культурных индустрий

Вопрос классификации культурных индустрий требует особого внимания. Отсутствие однозначного теоретического определения привело к недопониманию и несоответствиям в процессе структурирования элементов этих отраслей, хотя был достигнут определенный прогресс в разработке общих аналитических рамок.

В связи с этим, ряд авторов вносят значительный вклад в моделирование классификации культурных и творческих индустрий.

Базовая составляющая этого подхода связана с традиционным структурированием искусства, на основе критериев, взятых из эстетической теории (полная и частичная эстетическая и коммуникативная программа) в широкой перспективе с добавлением некоторых критериев из области промышленности, таких как уровень индустриализации производственного процесса (Д. Хезмондалш), степень влияния технического прогресса (Р. Бойкс и соавторы), сотрудничество творческих работников (Р. Флорида) или уровень культурной ценности и экономической стоимости (Д. Тросби).

Все эти подходы пытаются осмыслить структурные особенности культурных и творческих индустрий, комбинируя «культурное» и «индустриальное» измерения.

Исследователями разных стран предложены различные варианты классификации культурных индустрий, которые в большей степени исходят из традиционного структурирования отраслей искусства в соответствии с эстетической теорией, а также включают некоторые компоненты из области промышленного производства.

Интересно
При этом можно заметить существенные расхождения у разных авторов в причислении отраслей к числу базовых или периферийных. Кроме того, возникают сложности в обоснованности включения в структуру культурных индустрий таких проявлений классических видов искусства, как литература, музыка, театр.

Тем не менее, проявляется единство исследователей в отнесении к числу культурных индустрий, прежде всего, высоко технологизированных, цифровизированных культурных производств.

Отсутствие единой общепринятой площадки для дискуссий о классификации культурных индустрий, подходах в измерении и исследовании перспектив затрудняет взаимосвязь и совершенствование междисциплинарных подходов, оказывает негативное влияние на исследования в этой области и мешает созданию комплексной научной основы для оценки экономического вклада сектора культуры в развитие.

Классификации культурных индустрий

Австралийский экономист Дэвид Тросби предложил «модель концентрической окружности» (схема 1, 2), которая основана на идее о том, что культурные индустрии услуг и товаров имеют культурные и экономические параметры и разную степень культурного содержания, определяющего коммерческую ценность.

Классификации культурных индустрий

В культурных индустриях взаимоотношения между культурными и экономическими ценностями проявляются в виде концентрических окружностей, где центральное ядро составляют индустрии искусства, а на расстоянии от центра к периферии располагаются круги, акцентирующие степень культурного контента в соответствии с уменьшением его коммерческой ценности.

Базовая модель состоит из четырех кругов: сердцевина творческих искусств (литература, музыка, исполнительские виды искусства и изобразительные искусства), далее следуют базовые отрасли культуры (кино, музеи, галереи, библиотеки, фотография), еще шире распространяются сегменты (культурное наследие, издание и печать, звукозапись, телевидение и радио, видео-и компьютерные игры), замыкают круг периферийные отрасли (реклама, архитектура, дизайн, мода).

Подобные классификации и ее различные интерпретации находим в литературе исследовательского агентства «KEA European Affairs», Фонда труда Великобритании, Департамента культуры, СМИ и спорта Соединенного Королевства и др.

Профессор Университета Лидса (Великобритания) Дэвид Хезмондалш определяет культурные индустрии как индустрии, основанные на промышленном производстве и распространении текстов и опирающиеся на работу создателей символов, акцентируя внимание на авторском праве и выделяя ключевые:

  • широкое вещание (радио и телевидения);
  • киноиндустрию (а также распространение фильмов на видео, DVD и в других форматах);
  • аспекты Интернета, связанные с контентом;
  • музыкальную индустрию (запись, издание и концерты);
  • печать и публикацию в электронном виде;
  • цифровые игры;
  • рекламу и маркетинг;
  • периферийные: театр, изготовление, демонстрация и продажа произведений искусства и пограничные случаи: спорт, потребительская электроника, программное обеспечение, мода.

Данная классификация отталкивается от символического содержания культурных индустрий, основанного на разнице между видами деятельности, в которых центральное место занимает производство артефактов, в первую очередь состоящих из символов, и других типов социальной деятельности.

Д. Хезмондалш определяет основное поле проблем культурного воспроизводства:

  • рискованный бизнес, в котором провалы компенсируются хитами в построении репертуара;
  • ослабленный контроль над создателями символов, но жесткий контроль над дистрибьюцией и маркетингом;
  • высокие затраты на производство и низкие затраты на воспроизводство;
  • характеристики полуобщественных благ, вынуждающие создавать искусственный дефицит, увеличивающий ценность товара путем ограничения доступа.

Классификации культурных индустрий

Точка зрения Д. Хезмондалша на структуру культурных индустрий предусматривает основные отрасли (непосредственно участвующие в продуцировании социально значимых и используемых промышленностью систем воспроизводства и распределения контента) и периферийные отрасли (индустрии, участвующие в производстве текстов, которые используют полупромышленные и непромышленные методы размножения их символов).

Аналогичный подход в определении креативной экономики с позиций культурной оккупации можно найти также у А. Маркусена. Р. Бойкс и соавторы классифицируют творческие индустрии в зависимости от степени влияния технического прогресса на традиционные (издательство, архитектура, музыка, кино, исполнительские искусства) и нетрадиционные отрасли культуры (программное обеспечение и компьютерные услуги, реклама).

Также значимым является подход к классификации культурных и креативных индустрий через модель «творческого трезубца».

Модель используется для измерения прямой и косвенной занятости в культурных и творческих индустриях и с целью объединить тех, кто работает в творческих отраслях, с теми, кто задействован в специализированной творческой работе в других фирмах и организациях.

Эта теория была разработана П. Хиггсом и С. Каннингемом в Центре достижений креативных индустрий и инноваций Австралийского исследовательского Совета.

Согласно этой модели, креативная экономика «относится к виду человеческой деятельности, связанной с производством, распределением, обменом и потреблением креативных товаров и услуг».

В модели творческого трезубца творческие профессии делятся на три категории:

  • «категория специалистов» (люди, занятые в креативных индустриях);
  • «категория обеспечивающих специалистов» (люди, занятые в определенных творческих отраслях, но не работающие в определенных творческих профессиях, т.е. выполняющие технические, бухгалтерские, административные функции и др.);
  • «категория интегрированных специалистов» (люди, занятые в определенных творческих профессиях, но работающие за пределами определенных творческих индустрий).

Стоит отметить, что многие исследования зарубежных авторов, особенно из числа тех работ, которые были переведены на русский язык за последние годы, излагаются в научно-популярной стилистике.

Здесь можно привести в пример монографии Р. Флориды о современном полисе, формируемом креативными индустриями, Д. Кушнера о принципиально новом типе производства, возникшем в сфере виртуальных развлечений, Б.Х.-Д. Бухло об истории зарождения неоавангардизма, в котором проявляется принцип действия культурных индустрий. Тема культурных индустрий перестает быть прерогативой лишь специалистов.

Прежде всего, в силу того, что практически каждый человек является потребителем современной массовой культуры, а значит эта проблематика может быть интересна самой широкой аудитории.

Вместе с тем подобная литература практически отсутствует в отечественной науке в силу того, что пока еще сравнительно недолгая практика формирования культурных индустрий в нашей стране не дает возможности для глубокого анализа происходящих процессов. Соответственно их осмысление предполагает большую временную дистанцию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)