Лицензирование предпринимательской деятельности

В юридической литературе лицензирование (так же, как и государственная регистрация) рассматривается как форма легитимации предпринимательской деятельности. С помощью лицензирования устанавливается правовой режим отдельных видов деятельности, которые осуществляются только при наличии специального разрешения (лицензии), выдаваемого уполномоченными органами государственной власти при соблюдении определенных условий. Правоотношения между лицензирующими органами и субъектами предпринимательской деятельности носят «вертикальный» характер.

Лицензирование – особое средство регулирования предпринимательской деятельности, используемое государством.

Нарушение законодательства о лицензировании может повлечь наступление гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности. Правовое регулирование лицензирования осуществляется Гражданским кодексом РФ (ст. 49) и Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется также соответствующими положениями постановлений Правительства Российской Федерации. Лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензирование – деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности. Лицо именуется соискателем лицензии с момента обращения в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии и вплоть до ее получения.

Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Статья 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепляет перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию в порядке, установленном данным законом.

Место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее – место осуществления лицензируемого вида деятельности), – объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие данные, позволяющие идентифицировать объект.

Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Статья 1 данного закона закрепляет виды деятельности, на которые не распространяется действие указанного закона, так как их лицензирование осуществляется в соответствии со специальным законодательством.

К данным видам деятельности относятся:

  • производство и использование атомной энергии;
  • производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
  • деятельность кредитных организаций;
  • деятельность по проведению организованных торгов;
  • профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;
  • деятельность инвестиционных фондов, деятельность по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами,
  • негосударственными пенсионными фондами;
  • деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • страховая деятельность.

Особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии, могут устанавливаться иными федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности:

  • оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание;
  • частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность;
  • образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).

Лицензирующие органы – уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование.

Статья 5 Федерального закона от 4 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает следующие полномочия лицензирующих органов:

  • осуществление лицензирования конкретных видов деятельности, проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании;
  • утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов;
  • предоставление заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования и др.

Должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право в соответствии со статьей 7 названного Закона о лицензировании:

  • запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензий и лицензиатов сведения и документы, необходимые для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов;
  • выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
  • применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

  • заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом, либо индивидуальным предпринимателем с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения – для юридического лица;
  • фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, – для индивидуального предпринимателя;
  • лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
  • копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) – для юридического лица;
  • копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) – для индивидуального предпринимателя;
  • копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется юридическим актом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме. Если в предоставлении лицензии отказано, указываются причины отказа.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является: наличие в документах, представленных соискателем лицензии недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Срок действия лицензии – бессрочный. Одной из важнейших функций лицензирующих органов является лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом требований и условий.

Лицензирующие органы имеют право:

  • проводить плановые и внеплановые проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;
  • запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;
  • составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
  • выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения;
  • устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату.

Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, если лицензиат не устранит нарушения, указанные лицензирующим органом, в установленный для этого срок.

Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда. Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)