Методика формирования лингвистических знаний и умений
Методика грамматики – раздел методики преподавания русского языка, который изучает процесс формирования грамматических понятий у учащихся и усвоения ими грамматических закономерностей, выработки практических умений в области грамматического анализа. Включает методику изучения со-става слова, методику изучения морфологии, методику изучения синтаксиса.
Грамматика школьная
Усвоение грамматических понятий обеспечивает умственное развитие учащихся, а также является условием успешного формирования навыков правописания.
Школьная грамматика представляет собой описание строя изучаемого языка, отвечающее задачам обучения этому языку в школе. Школьная грамматика, будучи научной по содержанию, отличается от научной грамматики объемом и способом изложения, соответствующими определенной ступени образования.
Грамматические упражнения – упражнения, направленные на закрепление знаний по грамматике и формирование учебно-языковых умений учащихся по распознаванию и анализу изученных языковых явлений.
По характеру формируемых знаний и умений можно выделить группы упражнений, связанные:
- с изучением морфемного состава слова (словообразовательные);
- с изучением частей речи (морфологические);
- с изучением словосочетания и предложения (синтаксические).
По преимущественному характеру мыслительных операций грамматические упражнения могут быть:
- аналитические (устный и письменный грамматический разбор, распознавание грамматических форм слов и видов предложений в текстах, анализ словообразовательных и грамматических ошибок и др.);
- синтетические (образование слов из данных частей, форм слов с заданным грамматическим значением, составление словосочетаний и предложений и др.).
Грамматическое понятие – результат абстрагирования и обобщения существенных признаков, свойственных словам, их
формам, словосочетаниям, предложениям. Специфика грамматического понятия обусловлена своеобразием самих языковых явлений, признаки которых обобщаются в понятии.
Следовательно, грамматическое понятие, являясь обобщением над уже обобщенным, отличается высоким уровнем абстракции, что вызывает затруднения при их усвоении учащимися.
Трудности при усвоении грамматических понятий младшими школьниками могут проявляться:
- в ложном обобщении, когда в содержание понятия включаются несущественные признаки (например, окончание – часть на конце слова);
- в неспособности отвлечься от конкретного лексического значения слова, конкретного содержания предложения (например, не относят к глаголам слова сидеть, мерзнуть, болеть, т. к. они не обозначают действия в их житейском понимании);
- в ориентации на один из существенных признаков при подведении под понятие: либо смысловой (например, слова корова и теленок считают родственными), либо формальный (например, относят к родственным слова горе и гореть).
Лингвистическая компетенция – один из видов компетенций, формируемых у школьников при изучении русского
языка наряду с языковой, коммуникативной и культуроведческой. Лингвистическая компетенция включает в себя овладение основами науки о русском языке: усвоение знаний о его устройстве, развитии и функционировании, определенного комплекса лингвистических понятий, учебно-языковых умений и способов действий с изучаемыми языковыми единицами.
Объем и уровень усвоения лингвистических знаний, формируемых в начальной школе, определяется, с одной стороны, практической направленностью изучения русского языка: в содержание обучения включаются те знания, которые необходимы для совершенствования речи учащихся и формирования у них навыков правописания, а с другой стороны, развивающей функцией изучения теории языка: содержание обучения представляет систему языка во взаимосвязи всех его подсистем, что способствует формированию основ научного мировоззрения и развитию логического мышления учащихся.
Лингвистические умения как предмет усвоения в начальной школе – то же, что учебно-языковые умения.
Методика введения языкового понятия на уроке русского языка опирается на описанные в психологии закономерности
процесса формирования понятий и предполагает следующую последовательность работы:
- анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия – организуется наблюдение над
специально подобранным языковым материалом, в ходе которого внимание учащихся фиксируется на существенных признаках понятия; - обобщение выделенных признаков – устанавливаются связи между выделенными признаками, вводится термин, если он не был знаком учащимся, в совместной деятельности формулируется рабочее определение понятия;
- осознание формулировки определения понятия – организуется чтение и осмысление учащимися формулировки определения понятия, данной в учебнике, сопоставление ее с рабочим определением, анализ примеров из иллюстративной части определения;
- конкретизация понятия на новом языковом материале – проводятся упражнения в применении нового знания: задания на распознавание понятия с опорой на существенные признаки выполняются с проговариванием способа действия.
Первые три дидактических момента составляют содержание этапа открытия нового знания на уроке, последний – совпадает с этапом первичного закрепления. Работа по конкретизации понятия на новом языковом материале продолжается на последующих уроках.
Методические условия успешного усвоения языковых понятий:
- активизация умственной деятельности учащихся в ситуации поиска нового знания, что достигается методом проблемного обучения;
- последовательное развитие лингвистического отношения к слову и предложению, означающего осознание школьниками взаимодействия семантической и грамматической сторон языка, т. е. осознание зависимостей, существующих между формой и значением языковых единиц;
- подбор для наблюдения такого языкового материала, который обеспечит разграничение существенных и несущественных признаков понятия, осознанное оперирование всем комплексом признаков понятия;
- включение новых понятий в систему ранее изученных, т. к. установление связей между понятиями – обязательное условие осознанного владения языком;
- раскрытие сущности связи определенных языковых категорий в процессе изучения новой категории, в т. ч. изучение сходных в каком-либо отношении понятий в сопоставлении;
- наглядное изучение понятия; в качестве наглядности наряду с таблицами, схемами, изображениями выступает и языковой материал, в котором наиболее ярко проявляется сущность понятия.
Методы изучения теории языка в начальной школе – методы обучения, используемые для формирования у младших
школьников системы лингвистических знаний и умений. К методам обучения, в которых отражается специфика предмета изучения – языка, относятся метод языкового анализа и метод конструирования.
Метод языкового анализа применяется как при введении новых знаний и их закреплении в упражнениях, так и для контроля их усвоения. Метод конструирования основан на синтезе языковых единиц разных уровней (образование слова, составление предложения и др.). Кроме названных методов, в изучении теории языка применимы методы, выделяемые с общедидактических позиций: теоретические и практические; наглядные и словесные, репродуктивные и поисковые, игровые и др.
Морфемный анализ (разбор слова по составу) в начальной школе – вид языкового анализа, упражнение по формированию
учебно-языковых умений, связанных с выделением значимых частей слова; используется также и как контрольное для проверки сформированности этих умений. Цель анализа – установить морфемный состав слова, т. е. выделить в слове живые для современного языка морфемы.
Рекомендуемый порядок и способы действий при проведении полного разбора слова по составу:
- Определить лексическое значение слова.
- Выделить в слове окончание (путем изменения слова и сопоставления его словоформ).
- Найти основу (путем отсечения окончания).
- Найти корень (путем подбора однокоренных слов).
- Найти приставку и/или суффикс (путем подбора одноструктурных слов или однокоренных слов без приставки / суффикса или с другими приставкой / суффиксом).
Для полного морфемного анализа в начальной школе предлагаются слова прозрачной морфемной структуры, в которых легко определяется значение морфем. Не используются слова со связанными корнями (отнять, вдеть) и опрощением (позор от зоркий), с наложением морфем (регбист, омский), с чередованием в суффиксе (дружочек, кружочки), с суффиксом -иj (лисий, медвежий).
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу