Методологический аспект индивидуального консультирования
Процесс консультирования может осуществляться в рамках совершенно различных психологических подходов, среди которых следует назвать:
- психодинамический, реализующий психоаналитическую традицию, или осуществляемый в контексте неофрейдистской парадигмы и разработанного Э. Берном транзактного анализа;
- гуманистический, реализуемый, в частности, при клиент-центрированном подходе, разработанном К. Роджерсом, гештальт-подходе, предложенном Ф. Перлзом, и в ряде других видов консультирования;
- бихевиоральный (поведенческий подход), реализующий бихевиористскую парадигму;
- когнитивный подход, в частности, реализуемый в эмоционально-рациональной терапии А. Эллиса.
Несмотря на разнообразие существующих методологических подходов к оказанию помощи, исследователями индивидуального психологического консультирования не установлена связь между методологической приверженностью консультанта и эффективностью его деятельности. Вместе с тем когда речь идет о консультировании в рамках психологического обеспечения управления человеческими ресурсами, предпочтение отдается подходам гуманистической психологии.
Это подразумевает признание значимости каждого человека, его личностной автономии и способности к контролю собственной жизни и саморазвитию. Вот каким образом это формулируется авторами пособия «Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом».
В ходе консультации желательно, чтобы работа психолога базировалась на следующих положениях гуманистической психологии:
- антропологическом видении клиента как взгляде на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, в органическом единстве телесной и духовной жизни;
- проявлении конгруэнтности психологом как способности положительно воспринимать все. то, что он переживает в данный момент, и соответствующим образом сообщать об этом клиенту;
- безусловном принятии клиента, эмпатическом понимании его, включающем не только проникновение в мысли, но и в чувства человека, умении смотреть на проблему клиента с его позиций;
- оставлении за клиентом свободы в принятии ответственности за свои поступки, за созданную систему личностных конструктов;
- работе с актуальными переживаниями клиента, переживаниями в данный момент и в данном месте;
- смещении в процессе консультации локуса оценки ситуации с психолога на клиента.
- Как оптимизировать внедрение психологического обеспечения управления человеческими ресурсами
- Психологическое обеспечение планирования карьеры и внутриорганизационных перемещений
- Планирование карьеры как партнерское взаимодействие
- Психологическое обеспечение расстановки персонала и планирования карьеры
- Психологическое обеспечение инновационной деятельности организации
- Оценка эффективности мероприятий по повышению квалификации и переподготовке специалистов
- Психологическая поддержка благоприятного для образования климата организации
- Психологические аспекты оптимизации методов подготовки персонала
- Обоснование содержания программ подготовки и повышения квалификации с точки зрения психологических закономерностей обучения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу