Модели и программы развития культурных и креативных индустрий

Австралийские ученые также выработали отдельную позицию по определению креативных индустрий как особых сетевых моделей, имея в виду особые способы массового производства и потребления.

Здесь креативные индустрии могут быть представлены как набор разновидностей экономической деятельности, включающих формирование и обеспечивающих функционирование социальных сетевых рынков, а значит генерацию стоимости продуктов и услуг и, кроме того, индексацию ассортимента благодаря сетевому производству и потреблению.

По мнению Дж. Хартли, в качестве социальных сетевых рынков креативные индустрии предполагают группировки агентов, которые действуют с позиций не художественной новизны, а индивидуализации выбора в сложной системе сети.

Кроме того, австралийцы Дж. Поттс и С. Каннингем предложили четыре модели развития креативных индустрий, в соответствии с характером производства продукта, финансированием, исходным ресурсом и инновационным потенциалом:

  • нуждающиеся в субсидиях и иной финансовой поддержке;
  • имеющие потенциал формирования конвейерных промышленных производств;
  • имеющие инвестиционную привлекательность и потенциал высокого темпа роста;
  • основанные на знании и имеющие потенциал стать акторами инновационной политики.

Для каждой из них предполагается наличие отдельной модели культурной политики. Различные организации выдвинули альтернативные модели развития креативных индустрий.

Одной из них является модель Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), которая разработала модель «авторского права», разделяющую творческие отрасли на три категории: основные, взаимозависимые и частичные отрасли авторского права.

Эта модель стремится охватить все отрасли, участвующие в создании, производстве, производстве, трансляции, распространении и потреблении произведений, защищенных авторским правом.

Подобные инициативы помогли сделать правительства более осведомленными о значении креативных индустрий и интеллектуальной собственности для мировой экономики.

Авторская модель Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) в области креативных индустрий определяет:

  1. основные отрасли авторского права (реклама, сообщества коллекционеров, кино и видео, музыка, театральное искусство, издательское дело, программное обеспечение, телевидение и радио, визуальное и графическое искусство);
  2. взаимозависимые отрасли авторского права (производство носителей записей, потребительская электроника, музыкальные инструменты, бумага, фотокопировальные устройства и оборудование) и частичные отрасли авторского права (архитектура, одежда и обувь, дизайн, мода, товары для дома, игрушки).

Соответственно, формы протекции подразумевают содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире через административные действия, формирование национальных законодательств, а также проведение исследований в этой области.

В своей работе «Культурные индустрии. Выявление культурных ресурсов территории» директор Международного аналитического агентства «EUCLID» (Ливерпуль, Великобритания) Джеффри Браун подразделяет культурные индустрии на базирующиеся на творческих, художественных способностях индивидов; взаимодействии в союзе с менеджерами и технологами; создании рыночных продуктов; экономических ценностях.

В соответствии с этим он выделяет следующие факторы развития: культурные, экономические, правовые, социальные, географические, образовательные и иные.

Поддержка культурных индустрий может быть государственной и негосударственной, оказывается на разных уровнях (местный, региональный, общенациональный) и в разных формах (финансовой, организационной, маркетинговой, в отношении продаж и экспорта, а также обучения).

Модели и программы развития культурных и креативных индустрий

Программа креативной и культурной экономики Британского Совета (организации, развивающей сотрудничество между Великобританией и другими странами в области образования, культуры и искусства) работает по следующим пяти основных направлениям: Политика и картирование. Эффективное формирование политики имеет важнейшее значение для развития устойчивой и конкурентоспособной креативной экономики.

Интересно
Структура, вокруг которой развивается креативная экономика, формируется в результате ряда государственных вмешательств: от регулирования интеллектуальной собственности до налоговых режимов и политики в области образования. Это также те рамки, в которых происходит взаимодействие культур.

С помощью этого направления работы Британский совет стремится содействовать глобальной дискуссии, а также обмену соответствующими политическими инициативами и перспективами в знак признания того, что креативная экономика является как глобальным, так и локальным явлением.

Инициативы включают:

  • семинары по международным проблемам: глобальная программа дискуссий вокруг конкретных вопросов политики (интеллектуальная собственность, образование и т.д.);
  • картирование: программа повышения осведомленности о важности картографических мероприятий для лучшего понимания политических потребностей различных творческих секторов. Эта программа также поддерживает проведение картографических учений в консультации с британскими и международными экспертами;
  • инструментарий: разработка и распределение ресурсов по вопросам креативной экономики во всем мире.

Навыки и инфраструктура. Навыки и инфраструктура имеют важнейшее значение для обеспечения роста и устойчивости креативной экономики.

Программа мероприятий включает в себя:

  • медиаобучение: развитие навыков и понимания у журналистов, чтобы они могли лучше освещать бизнес креативной экономики;
  • инфраструктура: содействие развитию посреднических агентств, которые стремятся предоставлять индивидуальную информацию и поддержку творческому бизнесу;
  • деловые навыки: проведение учебных программ для молодых креативных владельцев бизнеса, которые стремятся развивать свои деловые и отраслевые навыки.

Креативное предпринимательство и сети. Креативные предприниматели являются ключевыми фигурами для креативной экономики: преодолевая разрыв между художниками и потребителями, они продвигают вперед экономическое и культурное развитие общества.

Эта часть программы направлена на повышение их профессионализма, популяризация их достижений и признание их важности в информировании о разработке политики для творческого сектора.

Инициативы этого направления включают в себя:

  • клубы и сети конкурсной программы для молодых творческих предпринимателей (Young Creative Entrepreneur Award / YCE). Клубная и сетевая деятельность включает семинары, диалоги с политиками, мастер-классы и сетевые мероприятия для обмена информацией, обсуждения актуальных вопросов и деловых возможностей;
  • международная премия для молодых творческих предпринимателей (Young Creative Entrepreneur Award / YCE)): ежегодная программа наград, благодаря которой группы молодых творческих предпринимателей из развивающихся экономик посещают Великобританию для ознакомительной поездки по своей отрасли, принимают участие в крупном торговом мероприятии и соревнуются за титул. К настоящему времени в этой программе приняли участие более 50 стран;
  • программа для молодых творческих предпринимателей Соединенного Королевства (UKYCE): ежегодная программа наград для британских молодых творческих предпринимателей. Группы финалистов выезжают за рубеж в страны с развивающейся экономикой, чтобы принять участие в ознакомительной поездке по своему сектору и побороться за титул в Великобритании перед судейской коллегией.

Лидерство и культурные связи. Как агентство по культурным связям, Британский совет стремится привлечь новое поколение культурных лидеров с ключевыми заинтересованными сторонами по всему миру к обсуждению и разработке общих стратегий решения глобальных культурных проблем.

Цель состоит в том, чтобы возродить роль культурного сектора в решении глобальных проблем.

Эта программа также будет включать практикующих специалистов из широкого спектра секторов, не связанных с искусством (наука, образование, спорт и т.д.) в целях создания межотраслевого сотрудничества.

Проницательность и интеллект. Разработка платформы для сбора и обсуждения вопросов, связанных с креативной экономикой, стимулируемой информацией и взаимодействием, генерируемыми деятельностью и сетями креативной экономики Британского Совета.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)