Наглядные методы обучения

Наглядное восприятие способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению, повышая интерес к изучаемым двигательным действиям.

Ввиду сильно развитой способности к подражанию особенно важна наглядность при обучении детей.

В то же время необходимо знать, что наглядное восприятие лишь тогда действенно, когда воспринимаемое понято, осознанно детьми и побуждает их к активным действиям.

В противном случае наглядность может оказаться лишь занимательной иллюстрацией, превращая учеников в пассивных зрителей.

Методы наглядности подразделяются на методы:

  • натуральной наглядности;
  • опосредствованной наглядности;
  • образной наглядности.

Натуральный показ направлен, в основном, на обучение путем подражания, где должны учитываться следующие факторы:

  • готовность ребенка к подражанию, т.е. наличие возможностей выполнить показываемое действие (наличие предварительных умений и развития физических качеств);
  • полнота представлений об объекте подражания;
  • интерес к двигательному действию;
  • желание и стремление выполнить наблюдаемое действие.

Натуральный показ – это демонстрация действия в целом, по частям, в обычном и замедленном темпе.

Наряду с достаточно полной содержательной стороной натуральный показ обладает высокой эмоциональностью (красиво и эффектно выполненный элемент надолго остается в памяти, небрежный – вызывает негативную реакцию).

Первый показ должен давать целостное представление о технике исполнения упражнений.

При натуральном показе в следующих случаях можно использовать учеников:

  • педагог по состоянию здоровья не может демонстрировать упражнение, а учащийся имеет достаточно высокий уровень подготовки;
  • снять страх у занимающихся перед выполняемым действием;
  • показать существенные ошибки;
  • когда педагогу неудобно и показывать и объяснять одновременно (например, стоя к учащимся спиной).

К демонстрации, как натуральной, так и опосредованной, применимы следующие требования:

  • Отбор материала должен осуществляться в соответствии с целями и задачами занятия. Необходимо определить, когда нужна натуральная, а когда опосредованная наглядность. Материал должен выдаваться постепенно, а не весь сразу, чтобы не падал интерес к демонстрации.
  • Проверить состояние демонстрируемых средств.
  • Необходимо разъяснить цель демонстрации, объяснив ее содержание.
  • Контролировать четкость восприятия действия занимающимися.
  • Формулировать выводы (желательно самими учениками).

Виды опосредованной наглядности:

  • рисунки, фотографии – действия в целом, так и его фазы. В изготовлении таких пособий необходимо учитывать возрастные особенности школьников;
  • предметно-модельная – муляжи, модели – позволяет просмотреть упражнение в замедленном темпе;
  • кино- и видеосъемка – позволяет увидеть действия в замедленном темпе;
  • световая и звуковая сигнализация – создают необходимые зрительные ориентиры (например, о начале и окончании работы и т.д.).

Они могут составлять программу «обратной связи» о выполняемом движении, т.е. свидетельствовать о точности выполнения отдельных элементов, их качестве. Кроме этого, могут применяться различные средства для создания мышечного чувства (это ограничители, тренажеры принудительного характера).

Практические методы обучения (метод строго регламентированного упражнения и метод частично регламентированного упражнения)

Практические методы связаны непосредственно с активной двигательной деятельностью.

Данные методы можно подразделить на две группы:

  • методы, направленные на освоение двигательных действий. К ним относятся: метод целостного разучивания упражнения и метод разучивания по частям (или его еще называют целостно-раздельный метод обучения);
  • методы, главным образом, способствующие развитию двигательных качеств. К этой группе относятся методы частично регламентированного упражнения и строго регламентированного упражнения.

Однако строго делить методы на данные группы нельзя, поскольку они взаимосвязаны.

Практические методы в процессе разучивания движений

Метод целостного разучивания упражнения применяется:

  • если действие является простым для исполнения;
  • когда сложные действия невозможно разделить без нарушения его структуры;
  • применяется на заключительном этапе обучения любому двигательному действию (т.е. он следует за методом разучивания по частям);
  • при опробовании нового действия, если оно не сопряжено с риском и высокой трудностью.

Метод разучивания по частям.

Используется тогда, когда действие поддается расчленению на самостоятельные элементы.
При использовании данного метода облегчается процесс усвоения двигательного действия.

Создаются благоприятные условия для контроля за качеством частных двигательных действий (элементов), и овладение в целом протекает поэтому в более легких условиях. Изучение по частям создает условия для своевременного обнаружения и устранения ошибок в движениях и их соединениях.

Богатство подводящих упражнений, видимость постепенного продвижения и цели обучения вызывают у обучаемых здоровый эмоциональный эффект.

Однако следует помнить, что только грамотное, целесообразное расчленение способствует настоящему успеху обучения.

Необходимо также помнить, что нецелесообразно каждый отдельный элемент изучаемого упражнения доводить до уровня навыка. Это может привести к косности изучаемого действия.

Методы, способствующие развитию двигательных качеств

Методы строго регламентированного упражнения.

Методы данной группы характеризуются, прежде всего, многократным выполнением упражнений в условиях строгой регламентации, а именно:

  • строгого состава движений и их связи между собой;
  • строго нормированной нагрузки;
  • в строгом регулировании интервалов отдыха и порядке чередования отдыха и нагрузки.

В качестве примера здесь можно привести ряд методов:

  • метод стандартного упражнения (повторный, непрерывный, интервальный);
  • метод переменного упражнения (прогрессирующий, нисходящий, варьирующий метод);
  • комбинированные методы – повторно-переменный;
  • метод круговой тренировки (непрерывный и интервальный).

Методы частично регламентированного упражнения

К данным методам относятся игровой и соревновательный.

Для игрового метода характерны:

  • сюжетность действий;
  • разнообразность способов достижения целей (выигрыша), так как существуют различные пути к цели во время игры;
  • возможность комплексного применения различных двигательных действий.

Важная особенность игры – это эмоциональность и ограниченная возможность дозировки нагрузки.

Данные факты особенно следует учитывать при работе с младшими школьниками.
Во время игры учащиеся могут перенести без затруднений гораздо большую нагрузку, чем ту, которую можно дать в обычных занятиях.

Кроме того, игра представляет большие возможности для проявления инициативы, находчивости, творчества и способствует существенному развитию ловкости, быстроты ориентировки в пространстве.

Соревновательный метод. Соревнование имеет существенное значение как способ организации и стимулирования в различных сферах жизни, в том числе и спорте.

Важная черта соревнований – это сопоставление сил в борьбе за первенство, за достижение высокого результата.

Фактор соперничества, награды и поощрения победителей создают высокий эмоциональный фон, который усиливает эффект выполнения физических упражнений. По сравнению с другими методами соревновательный предъявляет наивысшие требования к физическим качествам и способствует их наивысшему развитию.

Однако, необходимо умелое педагогическое руководство, чтобы соревнование несло положительную нравственную роль. В корне необходимо устранять грубость, чванство и чрезмерное честолюбие.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)