О различиях в предмете психологической экологии и психологии средовых влияний
В заключение общей характеристики психологии окружающей среды необходимо обратить внимание на три существенных различия между психологической экологией и психологией окружающей среды.
В психологической экологии воздействующие экологические факторы рассматриваются как отдельные переменные, подобно тому как это делается в классической психофизике.
В то время как в психологии окружающей среды влияние средовых факторов рассматривается как системное, по возможности с учетом всех факторов.
Например, таких пространственных факторов как скученность людей, замкнутость помещения и т.п., которые в психологической экологии не рассматриваются.
Средовые факторы воздействия в психологической экологии имеют непсихологическую природу, в то время как в психологии окружающей среды, точнее, в той ее части, которую мы обозначили как психологию средовых влияний, они имеют психологически обусловленный характер.
Такие средовые факторы, как “агрессивность” телефильма, “забавность” рекламы или “психологическая напряженность” учебной ситуации представляют собой субъектное, точнее квазисубъектное, но никак не объектное свойство данного средового воздействия.
Его субъектность порождается теми людьми, которые как субъекты используют объектные свойства данной среды (например, телеэкран) в качестве средства, позволяющего воздействовать на других людей для достижения своих творческих, рекламных, обучающих или иных целей.
Но поскольку указанная субъектность выражается не в непосредственных действиях порождающего ее субъекта (например, того же телережиссера), а опосредованно – через объектные (вещные) свойства телеэкрана (телевидения), то в данном случае имеет смысл говорить о квазисубъектности средового воздействия.
Психология окружающей среды изучает научные и практические аспекты (исследование, проектирование, экспертиза, реабилитация) влияния на психику человека таких факторов окружающей среды (природной, антропогенной, пространственной, социальной, образовательной, информационной и иной), которые имеют психологически атрибутивный характер.
Это означает, что, в отличие от психологической экологии, здесь речь идет о воздействии на психику человека (его познавательные процессы и эмоциональные переживания, черты личности и особенности поведения) таких свойств окружающей среды, которые имеют характер опредмеченных психологических атрибуций и в этом смысле могут рассматриваться как имеющие психологическую или квазипсихологическую природу.
Например, агрессивность информационной (телевизионной) среды и т.п.
- К проблеме природоцентрического типа экологического сознания
- Экопсихологический подход к одаренности
- К проблеме напряженности образовательной среды – экопсихологический взгляд
- Экопсихологический подход к образовательной среде
- Экопсихологическая модель природной динамики психического состояния
- Символизм архитектурной среды как предмет экопсихологии развития
- От экологической психологии к экопсихологии развития
- Типы экологического сознания и их эволюция
- Психологические принципы коррекции и формирования экологического сознания
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу