Организация социального партнерства в сфере образования

Социально партнерство, как известно, объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования. Организация социального партнерства в сфере образования предполагает развитие партнерских отношений с родителями, педагогами дополнительного образования, общественными объединениями, производственными организациями (преследующие профориентационные цели), акционерные организации и проч. В школах создаются Попечительские (или управляющие) советы, различные формальные и неформальные общественные объединения.

Социальное партнерство – (англ. partnership) – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

С целью повышения своей конкурентоспособности, современная школа работает над своим имиджем. Имидж школы влияет на развитие социальных связей, которые становятся ресурсом для получения инвестиций. Школа, обладающая большим количеством ресурсов, становится более конкурентоспособной и повышает свою привлекательность для новых партнеров. Таким образом, социальное партнерство является локомотивом в деле создания и развития имиджа и конкурентоспособности школы.

Современная школа ориентируется на создание совместных культурно-просветительских и общеобразовательных, профориентационных программ с представителями:

  • общественных объединений (этнические группы, клубы по месту жительства и проч.);
  • учреждений дополнительного образования (музыкальные, художественные, танцевальные, шахматные школы и проч.);
  • высших учебных заведений (профориентационная, просветительская деятельность);
  • культурно-досуговых учреждений (музеи, театры, кинотеатры, выставки, экспозиции и проч.);
  • с семьями учащихся;
  • с выдающимися людьми города и области (ветераны, политические деятели, победители конкурсов и соревнований).

В построении партнерских отношений можно выделить три этапа.

Первый этап – этап согласования ценностей и приоритетов. На этом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон.

Наличие именно общих целей – важный фактор для построения партнерства, так как если социальные партнеры, в частности родители, больше ориентированы, к примеру, на предметное обучение, а школа – на развитие социальных навыков детей, то конфликт неизбежен: у родителей будет много претензий и к содержанию обучения, и к формам воспитательной работы с детьми. Общие ценности понимаются здесь как принципы (способы) достижения цели.

В современном обществе особую актуальность приобретают гуманистические (общечеловеческие) ценности – толерантность, уважение, свобода выбора. На первом этапе также больше значение имеет определение взаимной полезности участников – то есть изучение возможностей (ресурсов) друг друга.

Многие директора школ иногда забывают, что в число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временные, кадровые, социальные (связи, знакомства), а также мотивационные, т.е. готовность родителей включиться в жизнь образовательного учреждения и их потенциальная активность.

Кроме того, необходимо актуализировать и эксклюзивную полезность педагогического коллектива для детей и родителей. Несмотря на то, что она вроде бы кажется очевидной (обучение ребенка), очень важно, чтобы родители знали о том, что в школе, например, работают уникальные специалисты, или что школа участвует в интересных проектах, или что именно в этой школе не забывают выпускников и т.д.

На первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов и собственный «ценностный аудит». Как правило, у каждой школы есть некое представление о своих приоритетах в образовании детей, однако лучше, если это представление будет обсуждено на педсовете, зафиксировано в каком-либо документе (концепции, декларации, программе) и представлено публично (на сайте, в холле школы, в специальном буклете и т.д.).

Публичное обнародование своих приоритетов позволит привлечь именно тот контингент, которому эти идеи покажутся очень близкими. Такой подход позволит обеим сторонам избежать многих конфликтов в дальнейшем. Итак, основным итогом первого этапа должна стать желание родителей к осуществлению совместной деятельности.

Второй этап – этап актуализации ресурсов партнеров. На этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы. Здесь важно понятие общего вклада – то есть разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Здесь необходимо отметить следующее.

Родители являются естественными социальными партнерами школы. Однако надо помнить, что желание родителей сделать свой вклад в общее дело, которое их объединяет возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов:

Соблюдение этических норм и договоренностей. Поддержка (тех, у кого необходимо вызвать доверие). Продуктивность. Поддержка. Реальная забота о родителях может выражаться в нескольких направлениях: регулярном информировании, просвещении, консультировании, обучении, а также социальной и психологической (иногда и психотерапевтической) помощи семье.

Особо нужно сказать о таком виде совместной деятельности как взаимоподдержка. Естественно, что инициатива здесь должна исходить от педагогов. Однако в некоторых случаях можно обратиться и к родителям с просьбой оказать психологическую поддержку какому-то ребенку. Как правило, людям приятно, когда они делают что-то полезное для других.

Так называемые родительские собрания будут более эффективны, если их превратить в «круглые столы» или «совещания», на которых будут решаться стратегические вопросы, а не производиться сбор денег «на нужды школы». Здесь особенно важно разработать вариант договора между школой и родителями, в котором должны быть определены «зоны ответственности» каждой из сторон.

Продуктивность. В том случае, когда участники не видят результатов своих усилий (вкладов), их интерес к сотрудничеству неминуемо снижается. Если благие намерения педагогов о сотрудничестве не конвертируются в реальные мероприятия, родители дистанцируются от школы, и порой навсегда.

В этой связи основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, то есть их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.

Третий этап – собственно партнерство. Первым признаком партнерских отношений между школой и сообществом родителей является их добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности).

Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору (с помощью информирования, просвещения и т.д.) и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т.д.). В тех образовательных учреждениях, которые строят свою работу с детьми и родителями на принципах принуждения (вынуждения), говорить о развитии партнерства преждевременно.

Вторым признаком партнерских отношений является их долговременность, т.е., нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия. Если взаимодействие между семьей и школой носит хаотичный, хотя и интенсивный характер (например, при проведении каких-то локальных мероприятий или акций, где родители выступают исключительно в роли участников, а не организаторов), то такое взаимодействие нельзя называть партнерским. Ориентация детей и родителей на долговременную работу со школой позволяет осуществлять совместные проекты стратегического значения.

И третий признак партнерских отношений – это взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности (на втором этапе). Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности.

Интересно
Образовательному учреждению необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцировано. Именно поэтому так велика роль мониторинга (обратной связи) на всех этапах построения взаимодействия.

Что дает детям развитие социального партнерства между семьей и образовательным учреждением? Помимо знаний в предметных областях, это может быть и развитие социальных и универсальных учебных действий (общеучебных навыков), и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическую комфортность (в том числе в детской среде), и обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов.

Но самое главное – при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, имеет шанс прижиться и в семье. А это значит, что пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.

При организации взаимодействия семьи и школы, учитываются следующие задачи педагогического взаимодействия:

  • согласование целей и задач школьного и семейного воспитания; раскрытие перед родителями возможностей и способностей их ребёнка;
  • оказание психолого-педагогической помощи родителям в решении вопросов семейного воспитания;
  • укрепление родительского авторитета;
  • тактичное руководство педагогическим всеобучем родителей и их самообразованием;
  • разработка перспектив сотрудничества между семьёй и школой и др. При этом школа руководствуется определенными правилами взаимодействия семьи и школы – комплексности, открытости, единства воспитательных воздействий, дифференцированного подхода, конфиденциальности и др.

В большинстве регионов России наиболее традиционными формами взаимодействия школы с семьями учащихся являются:

  • родительские собрания, лектории, университеты, консультативные родительские дни;
  • тематические вечера, конференции, диспуты, обмен опытом воспитания между родителями;
  • практикумы по семейному общению, развитию психолого-педагогической «зоркости», ролевые игры, тренинги, совместные занятия детей и взрослых;
  • совместные мероприятия – праздники (День матери, День семьи и др.), КВНы, капустники, театральные представления и пр.;
  • дни и недели открытых дверей, выставки, конкурсы, экскурсии;
  • семейные клубы и др.

Взаимодействие семьи и школы помогает выработать единую концепцию и подходы к реализации учебно-воспитательного процесса. С целью гуманистического воспитания, привития желания помочь другим и быть полезным в обществе, современная школа ориентируется также при развитии социального партнерства на формирование волонтерской деятельности учащихся.

Волонтерство это форма гражданского участия в различных видах предоставления услуг, помощи и взаимопомощи, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Другими словами это добровольная деятельность на благо других.

По целевой ориентированности волонтерство направлено:

  • на взаимопомощь, когда люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или общества;
  • на благотворительность, когда объектом помощи является участник группы, в которую не входит сам волонтер;
  • на участие в местном самоуправлении, когда член какого-либо сообщества на добровольной основе включается в деятельность по управлению им (например, в деятельность территориальных органов самоуправления).

Добровольцы работают в региональных центрах и малых городах, в селах.

Основные направления волонтерских отрядов разнообразны:

  • социальная защита
  • экология
  • благоустройство
  • профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда здорового образа жизни
  • правозащитная деятельность
  • сохранение исторического и культурного наследия
  • содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта
  • содействие в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

Молодежное волонтерское движение, как правило, организуется на базе образовательных учреждений (общего или профессионального образования), учреждений молодежной сферы (например, молодежного центра), молодежных общественных объединений и организаций.

Волонтерское движение среди школьников и студентов является одной из эффективных форм организации, активизации и самореализации детей и молодежи. Поэтому все мероприятия по развитию волонтерской деятельности в организациях образования, и вовлечению к этой деятельности учащейся молодежи должны быть непосредственно интегрированы в рамках социальной и педагогической работы школы, колледжа, университета или центра дополнительного образования.

В данном контексте понятие волонтерства как формы служения обществу во имя гуманистических идеалов органично связывается с деятельностью образовательно-воспитательных институтов.

В организациях образования «инициативным ядром» реализации волонтерских проектов, их обширной социальной базой могут выступать различные ученические и студенческие общественные объединения или органы ученического или студенческого самоуправления.

Значимость молодежного волонтерского движения в организациях образования связана, в первую очередь, с обострившимися в последние годы социальными проблемами в обществе.

Интересно
Поиск альтернативных решений этих проблем привел к пониманию важности и значимости волонтерства, как движущей силы, способной сегодня противостоять таким асоциальным явлениям, как наркомания, табакокурение, алкоголизм, сквернословие, подростковая преступность, уничтожение и загрязнение окружающей среды, ВИЧ/СПИД и многое другое.

На сегодняшний день волонтерская деятельность, проводимая в организациях образования, также является значительным ресурсом для решения социально-значимых проблем местных сообществ.

Среди учащейся молодежи главным мотивом, побуждающим личность к волонтерской деятельности, является желание быть социально-полезными, другими по значимости мотивами выступают содействие в изменениях в обществе, а также реализация собственной инициативы и поиски единомышленников. Из этого следует, что в основе волонтерской деятельности в организациях образования лежат потребности в самореализации.

Организационные аспекты развития волонтерской деятельности в организациях образования должны быть нацелены на пропаганду идей добровольного труда на благо общества и привлечение учащейся молодежи к решению социально значимых проблем.

В ходе организации волонтерской деятельности в организациях образования преследуется достижение следующих педагогических задач:

  • воспитание у обучающихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.;
  • вовлечение обучающихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения;
  • поддержка инициатив обучающихся в реализации программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности.

Организаторами волонтерской деятельности в учреждении образования могут выступать структурные подразделения, общественные объединения и организации, органы ученического или студенческого самоуправления, обучающиеся, преподаватели и сотрудники.

Волонтерская деятельность в организациях образования может реализовываться в различных формах: акции, проекты, программы и т.д., которые могут носить как краткосрочный, так и долгосрочный характер.

Для осуществления волонтерского движения в учреждении образования могут формироваться волонтерские отряды (группы) и создаваться органы самоуправления (школьные, курсовые, факультетские, межфакультетские и др. советы волонтеров). Вся волонтерская деятельность в организации образования должна быть согласована с руководством школы, колледжа или вуза.

Основными направлениями волонтерской деятельности в организации образования являются:

  • разработка и реализация проектов, программ, акций и др., призванных актуализировать приоритетные направления волонтерской деятельности;
  • разработка и утверждение планов координации деятельности волонтерских отрядов (групп), волонтеров, осуществляющих свою деятельность под эгидой организации образования;
  • создание системы взаимодействия участников волонтерского движения в организациях образования города, области, республики и т.д.;
  • разработка и проведение конкретных мероприятий, направленных на реализацию отдельно взятых программ;
  • взаимодействие с государственными органами и общественными детскими и молодежными объединениями и организациями, заинтересованными в волонтерской деятельности;
  • подведение итогов по результатам проделанной работы за определенный период времени, а также обмен опытом работы отдельных волонтерских отрядов (групп), участников волонтерского движения;
  • информирование населения через средства массовой информации о целях и задачах своей деятельности, о мероприятиях, проводимых в рамках разработанных программ, проектов и т.д.

Организационные структуры деятельности волонтеров в организациях образования могут быть представлены в виде волонтерских отрядов или команд и волонтерских объединений. Наиболее распространенным добровольным объединением в школах является отряд юных добровольцев (возраст 10-14 лет) или добровольческая команда (возраст 15-18 лет), которые создаются с целью оказания посильной поддержки в решении актуальных проблем местного сообщества, помощи нуждающимся категориям населения в школьном микрорайоне.

Добровольческое объединение формируется исключительно из групп, классов, академических групп под руководством курирующих педагогов (воспитателей, классных руководителей, методистов, мастеров, кураторов).

Процесс формирования и организации деятельности волонтерского объединения состоит из следующих основных этапов:

  • 1 этап. Введение в волонтерскую деятельность (тематические уроки добра (классные часы), знакомство с понятиями «добро», «доброта», «добродетель», «волонтерская деятельность», коммуникативные площадки о роли личности в обществе и пр.). Формы введения зависят от возрастной категории детей и молодежи, их потребностей и мировосприятия.
  • 2 этап. Выявление инициативной группы, желающей принять участие в работе объединения. Путем различных педагогических и психологических методов исследования мнения общественности (опрос, тестирование, анкетирование и пр.) с учетом ценностных ориентаций выявляется группа (это могут быть не все учащиеся класса) заинтересовавшихся идеей добровольного служения обществу. Проведение внутри объединения психологических (может быть, ролевых) игр определяется руководитель объединения. Кроме того, в дополнение к коллективной творческой деятельности особую важность имеет проведение специального курса игр и тренингов на построение команды.
  • 3 этап. Разработка имиджа и стиля объединения (символика, атрибутика, форма, основы корпоративной культуры). Данный блок предполагает разработку визитной карты объединения, логотипа (символа, эмблемы), отличительного знака, девиза (слогана), флага, формы, свода правил и принципов (устава), Web-страницы и пр.), а также эскиза дневника волонтера. Крайне важно в целях пропаганды и формирование положительного узнаваемого имиджа использование разработанных материалов в работе объединения.
  • 4 этап. Определение целей и потребностей членов объединения, направлений деятельности, системы поощрения. Область применения усилий волонтеров может быть выявлена исходя из потребностей администрации образовательного учреждения, микрорайона образовательного учреждения, сельского (городского) населенного пункта. Сфера деятельности может быть четко сформулирована на основе совместно составленной членами объединения и партнерами карты помощи.

Немаловажным аспектом формирования и уточнения плана работы объединения является разработка и защита волонтерского проекта на основе образовательной технологии, представленной в специально разработанной учебной программе, результатом которой станет обоснованная программа и план действий.

Стоит иметь в виду, что содержание деятельности определяется с учетом особенностей психолого-педагогического и физического развития, возраста членов объединения. Так, для детей младшего школьного возраста вполне приемлемы такие виды работ, как изготовление поделок-сувениров для пожилых, ветеранов; проведение показательных уроков добра; постановка и показ сказок; ремонт книг в библиотеке; посильная помощь родителям, учебному заведению; разбивка цветочных клумб; оформление выставки рисунков на тему «Добро» и т.д.

Представителям среднего школьного возраста под силу организация работы по социальным проектам: «Почты Добра», «Добро моими руками», «Вектор добра», «Азбука гражданина», «Навстречу друг другу» и др.; проведение различных праздников и концертов в начальных классах и детских садах; организация субботников в микрорайоне образовательного учреждения, на пришкольном участке; изготовление скворечников с последующей установкой на объектах; оказание адресной помощи пожилым, одиноким людям и инвалидам, ветеранам; организация работы школьной пресс-службы в целях освещения результатов совершенных отрядами юных добровольцев и т.д.

Учащиеся старшего школьного возраста могут принять участие в проектной работе по выявлению различных объектов, где необходима помощь, разработке стратегии и плана действий. Эта форма работы дает возможность устанавливать тесную связь отрядов с различными организациями и оказывать адресную помощь ветеранам, лицам пожилого возраста, детям-сиротам, инвалидам.

Обучающиеся профессиональных учебных заведений могут быть вовлечены в организацию волонтерской деятельности по профилям получаемого профессионального образования.

В развития волонтерского детского движения в организациях образования приоритетной формой является первичное объединение, создаваемое по инициативе школьников, студентов колледжей и вузов и педагогов с целью реализации общих интересов, целей в совместной деятельности на основе самоуправления.

В этой связи особой формой организации движения волонтеров может выступать детское общественное объединение, в котором в полной мере возможно проявление инициативы, активности подростков, их самореализация. А учитывая, что деятельность детского общественного объединения основана на самоуправлении и самодеятельности детей, то социально значимая деятельность детей, выражающая потребности и проблемы определенных социальных слоев общества их волонтерская деятельность представляется эффективным средством проведения в среду детей политики государства, приобщения к культуре и ценностям общества.

Особое внимание и поддержка со стороны организаций образования должно быть направлено на такие формы и виды молодежного волонтерского движения, которые своей деятельностью несут позитивный потенциал воздействия на личность подростка – юного гражданина.

И которые являются реальными защитниками детей от негативных влияний, средой их полноценной жизнедеятельности, и, при соответствующих условиях, могут стать реальными субъектами системы целевого социального воспитания, создаваемой и развиваемой педагогической реальности.

Детские общественные объединения, действующие на базе школ, очень разнообразны по целевой, содержательной направленности. Это:

  1. Детские общественные объединения пионерской ориентации (различные по названиям, формам, но сохраняющие в основе своей деятельности гуманистические традиции пионерской организации: самодеятельность, самоуправление, общественно полезную направленность деятельности, коллективизм, структуру (дружина, отряд, звенья), формы, методы (поручение, задания, символику, ритуалы).
  2. Детско-молодежные движения гражданско-патриотической направленности, в основе которых поиск, краеведческие экспедиции, экскурсионно-музейная исследовательская деятельность по возрождению, изучению истории страны.
  3. Движения военно-патриотической направленности, ориентированные на изучение, возрождение боевых, героических традиций народов страны, подготовку молодежи к службе в армии.
  4. Экологические движения, объединения (самостоятельно-детские, субъекты международных, региональных экологических движений «зеленых»).
  5. Движения учащихся школ (школьные ученические комитеты, организации, ученические союзы, ассоциации, республики на базе школ, городов, районов, регионов).
  6. Туристско-краеведческое движение по включению детей в познание Родины, самого себя, овладению опытом здорового образа жизни.
  7. Спортивные детские общественные объединения.
  8. Детско-молодежные общественные объединения досугового характера (самодеятельные кружки по интересам, клубы общения, любителей современной музыки и др.).
  9. Детские общественные объединения профессиональной подготовки (на базе спец. классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, вузов, учреждений дополнительного образования, культурных учреждений).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что современное детское движение в многообразии форм, видов, целей, видов деятельности охватывает практически все основные сферы социального пространства (образовательное, культурное, экономическое, правовое и т.д.), включая детей и юношество в реалии окружающей жизни.

А это свидетельствует о значительных ресурсах волонтерского движения заложенного в содержании деятельности детских организаций. Основные виды, формы позитивной организации детской активности, самодеятельности – один из параметров в оценке возможностей детского волонтерского движения как конструируемой социально-педагогической реальности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)