Планово-организационное обеспечение следственной деятельности

Криминалистическая деятельность очень сложна, многогранна и многоаспектна. Особенно ее основная составляющая — следственная деятельность, еще более усложнившаяся в связи с тем, что преступность в стране профессионализировалась, стала организованной, изощренной и жестокой, вооружилась последними достижениями научно- технического прогресса.

Преступные группы и организации установили связи с аналогичными формированиями за пределами Российской Федерации, пополнили свои ряды бывшими и действующими сотрудниками правоохранительных органов, наладили коррупционные связи во властных структурах, обзавелись квалифицированными адвокатами, хорошо изучившими все пробелы, коллизии и другие огрехи УПК РФ.

В то же время следственный аппарат страны, как уже отмечалось, оставляет желать много лучшего, что, к сожалению, относится и к сотрудникам оперативно-розыскных органов. В меньшей степени пострадал кадровый состав экспертов-криминалистов, но и ему произошедшие в стране пертурбации нанесли существенный урон.

С учетом того, что основными субъектами криминалистической деятельности являются следователи, оперативные работники и эксперты-криминалисты, между которыми должно быть взаимопонимание и взаимодействие в ходе расследования самых различных преступлений (от карманных и квартирных краж до террористических акций и подделки валюты), становится очевидным, что без организационного начала, каковым является планирование деятельности, не обойтись.

К сказанному нужно добавить, что следователю приходится проводить широкий круг следственных действий (из которых два узаконены совсем недавно) и криминалистических операций, принимать процессуальные решения в усложнившихся процессуальных условиях (судебное санкционирование ряда следственных действий, активное участие адвоката на самых ранних стадиях расследования и др.), оперативному работнику — действовать в рамках Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД), а эксперту-криминалисту — в рамках Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно- экспертной деятельности в Российской Федерации», исследуя все расширяющийся круг криминалистических объектов.

Следственная деятельность, имеющая главной целью установление истины по делу, хотя в УПК РФ об этом прямо не говорится, предполагает решение целой системы задач: общих, конкретных, составляющих предмет доказывания, специфических, обусловленных особенностями этапа расследования (первоначального, последующего и заключительного), и частных, связанных с производством следственных действий и их комплексов. При этом раскрытие преступления — задача номер один, без него решение других задач затруднительно, а то и вообще невозможно, поскольку деятельность будет очень сильно осложнена информационно-временньїм дефицитом.

Составляя план расследования, нужно опираться на принципы, условия, функции и элементы планирования. Принципы — это индивидуальность, динамичность, реальность и конкретность планирования.

Принцип индивидуальности обязывает следователя исходить при планировании своей работы по делу как из общих для данного вида, так и из всех специфических особенностей расследуемого преступления. Ни одно преступление полностью не повторяет другое, относящееся к тому же виду. Всегда имеются индивидуализирующие особенности в объекте, объективной стороне, субъекте или субъективной стороне содеянного. Учитывающий эти особенности план расследования будет индивидуальным, а не шаблонным. Разработанные криминалистикой рекомендации о типовых направлениях, способах и средствах расследования определенных видов и групп преступлений эффективны лишь тогда, когда они применяются с учетом сложившейся следственной ситуации, т.е. учитывают специфику конкретного деликта. Индивидуальность способствует проявлению в плане расследования черт личности следователя, его профессионализма или отсутствия такового.

Принцип динамичности означает, что план расследования, будучи рабочим инструментом следователя, не может не учитывать изменений следственной ситуации по делу; поэтому он должен быть подвижным, развивающимся. Нельзя составить план в самом начале расследования и пользоваться им до самого конца. Такой план будет схематичным, не учитывающим вновь поступающей доказательственной и ориентирующей информации. План расследования очень зависит и от этапа работы по уголовному делу. Естественно, что план первоначального этапа расследования будет иным, нежели план последующего этапа, а тем более заключительного. На этих этапах следователь решает весьма различные задачи, ибо изменяются источники поступления доказательственной информации, а сама следственная ситуация, как правило, становится все менее проблемной.

Принцип реальности предполагает, что все намеченные в плане действия и мероприятия должны быть выполнимы в сроки, отводимые для расследования, имеющимися силами и средствами.

Вместе с тем план расследования должен обеспечить реальную возможность доскональной проверки всех выдвинутых по делу версий, решения встающих задач с максимальным использованием всех доступных криминалистических ресурсов.

Принцип конкретности предполагает необходимость четко формулировать задачи, которые необходимо решить в процессе расследования, следственного действия или криминалистической операции, определять сроки производства намечаемых мероприятий, их исполнителей, технико-криминалистические средства и методы, формы взаимодействия с оперативным составом, экспертами-криминалистами, общественностью.

Планирование любой криминалистической деятельности возможно при наличии хотя бы минимальной исходной информации, правильной оценки сложившейся ситуации, реальной возможности решения встающих задач, при обеспечении согласованности между отдельными планами (по каждому делу, сложному следственному действию), при строгом учете лимита времени. Планирование расследования, упорядочивая криминалистическую деятельность, выполняет организационно-управленческую и моделирующую функции.

При планировании расследования осуществляется анализ исходной информации, построение следственных версий, определение задач расследования, путей и способов их решения, выбор оптимальной формы плана, контроль исполнения намеченных действий и мероприятий, анализ поступающей информации, ее учет при корректировке плана.

Оптимальна письменная форма плана, содержащая такие данные:

  • наименование уголовного дела;
  • дата его возбуждения;
  • срок окончания расследования;
  • лицо (лица), содержащееся под стражей и с какого времени;
  • дата предъявления обвинения.

Далее необходимо указать вопросы и обстоятельства, следственные и иные действия, необходимые для их разрешения и установления, сроки, исполнители. Затем то же самое должно быть запланировано по каждой из версий, включая пункты: отметка о выполнении и результат (что удалось установить).

Получение исходных данных связано с изучением материалов дела для уяснения, какие доказательства собраны, какие из них требуют дополнительной проверки, как добыть новые доказательства. Необходимо выяснить, какие методические рекомендации приведены в криминалистической литературе, посоветоваться с более опытными следователями (если это возможно).

Определение следователем задач — уяснение фактов и обстоятельств, которые нужно установить при расследовании. Логическая основа для этого — выведение следствий из выдвинутых версий. Комплекс следственных действий и оперативно-розыскных мер определяется с учетом особенностей расследуемого дела. Для этого план расследования составляется с таким расчетом, чтобы намеченные процессуальные действия и оперативные мероприятия: гарантировали глубокую проверку всех выдвинутых криминалистических версий, обнаружение и закрепление следов и предметов — вещественных доказательств, могущих измениться либо исчезнуть; исключали возможность подозреваемому или обвиняемому скрыться от следствия или суда, совершить новое преступление. В своей совокупности запланированные следственные действия должны обеспечивать достоверное установление всех обстоятельств, составляющих предмет доказывания (см. ст. 6, 21, 73 УПК РФ).

При реализации плана расследования не обойтись без планирования отдельных (наиболее сложных и трудоемких) следственных действий, предполагающего:

  • анализ исходной информации;
  • формулирование задачи, подлежащей разрешению;
  • выбор тактических приемов, обеспечивающих ее успешное решение;
  • выбор необходимых технико- криминалистических средств;
  • определение целесообразности использования оперативных средств и данных, добытых негласным путем;
  • установление круга участников следственного действия и их функций;
  • уточнение времени и места производства намеченного действия;
  • заполнение формы плана его производства.

Напомним, что по ходу следственного действия могут и должны вноситься коррективы, связанные с новой информацией, требующей закрепления и проверки процессуальными средствами. Это может повлечь необходимость применения дополнительных тактических приемов проведения сразу после окончания данного следственного действия другого, вытекающего из его результатов (например, обыск по месту жительства и работы подозреваемого и его близких родственников сразу по окончании его допроса).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)