Понятие учетной политики и ее место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета

Необходимость применения учетной политики в нашей стране связана с большей степенью свободы организаций в формировании учетной информации, которая возникла при переходе от командно-административной экономики к рыночной.

Интересно
Впервые понятие «учетная политика», как элемента системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в нашей стране, появилось в принятом в марте 1992 года Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Этот документ предписывал последовательное применение учетной политики и оставлял на выбор организации методику определения выручки от реализации ее продукции, работ и услуг.

Первый отечественный стандарт, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/94), был принят в 1994. В нем впервые были сформулированы общепринятые принципы бухгалтерского учета. Затем, в связи с реформированием бухгалтерского учета, стандарт по учетной политике несколько раз менялся. Его современная версия была принята в 2008 году.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/2008), под учётной политикой понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учёта: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Также в ПБУ 1/2004 нашли отражения общепринятые в профессиональном бухгалтерском сообществе допущения: 

  1. Допущение имущественной обособленности предполагает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций.
  2. Допущение непрерывности деятельности исходит из предпосылки о том, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, а следовательно, обязательства перед контрагентами будут погашаться в обычном порядке.
  3. Допущение последовательности применения учетной политики состоит в необходимости применения принятой организацией учетной политики последовательно от одного отчетного года к другому.
  4. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности предопределяет относить факты хозяйственной деятельности организации к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

В соответствии с ПБУ 1/2008 к бухгалтерскому учету предъявляются следующие требования:

  1. Требование полноты заключается в необходимости отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности без каких-либо пропусков и изъятий.
  2. Требование своевременности предполагает отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в момент их совершения или, если это невозможно, сразу после него.
  3. Требование осмотрительности заключается в большей готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.
  4. Требование приоритета содержания перед формой основано на отражении в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий деятельности организации.
  5. Требование непротиворечивости обеспечивает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.
  6. Требование рациональности обязывает осуществлять ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации.

Изложенные выше допущения и требования представляют методологическую основу бухгалтерского учета.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, связанных друг с другом определенной иерархией. Наиболее распространенный способ описания системы нормативного регулирования бухгалтерского учета связан с выделением четырех уровней нормативного регулирования (рис.1), где каждый следующий уровень исполняет предписания предыдущего и не должен противоречить им.

Понятие учетной политики и ее место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета

Первый уровень – законодательный, определяет наиболее важные, обязательные к применению нормы по организации бухгалтерского учета и осуществлению хозяйственной, финансовой и другой деятельности экономических субъектов. Он объединяет в себе несколько уровней правовых норм от Конституции, как самого главного нормативно-правового акта страны до нормативных актов федеральных и региональных исполнительных органов власти.

Важнейшим нормативно-правовым актом в области бухгалтерского учета является Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете». В этом законе учетная политика экономического субъекта определена как совокупность способов бухгалтерского учета, используемая им.

Второй, методологический, уровень включает в себя 23 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и 3 Федеральных стандарта бухгалтерского учета (ФСБУ), утвержденных приказами Минфина РФ (см. Табл.1.)

Понятие учетной политики и ее место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета

Понятие учетной политики и ее место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета

Третий, методический, уровень включает в себя методические указания, раскрывающие особенности применения стандартов для конкретных условий функционирования организации.

Одним из важнейших документов, входящих в этот уровень, является план счетов бухгалтерского учета, а также инструкция по его применению.

В связи с тем, что организациям предоставлена возможность уточнять содержание счетов бухгалтерского учета, вводить дополнительные субсчета и открывать собственные счета в рабочий план счетов, этот документ стал более гибким, в нем появилось больше возможностей для учета специфических особенностей деятельности каждой компании.

Четвертый уровень – корпоративный, он включает в себя нормативные документы, разработанные в самой организации и определяющие используемые ей методы бухгалтерского учета.

К документам четвертого уровня относятся:

  • корпоративная учетная политика;
  • рабочий план счетов;
  • альбомы форм первичных учетных документов, используемых в компании;
  • порядок документооборота;
  • регистры бухгалтерского учета и внутрифирменной отчетности;
  • документы, регламентирующие порядок проведения инвентаризации;
  • регламенты внутрифирменного контроля;
  • другие документы, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Таким образом, учетная политика является важным корпоративным нормативным документом, определяющим методы бухгалтерского учета в конкретной организации с учетом ее индивидуальных особенностей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)