Правовой статус педагогических работников

Педагогический работник – полноправный субъект образовательных правоотношений и согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Из этого следует, что педагогический работник выступает обязанным субъектом образовательных правоотношений, в то время как обучающийся является субъектом управомоченным.

Интересно
К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в соответствии с Законом об образовании, относятся не только образовательные организации, но и иные организации, осуществляющие наряду со своей основной деятельностью образовательную деятельность, а также индивидуальные предприниматели, реализующие общеобразовательные программы или программы профессионального обучения.

Таким образом, педагогическими работниками являются не только работники образовательных организаций, но и других перечисленных выше организаций (а также индивидуальные предприниматели), и на всех них распространяется статус педагогических работников, с вытекающими из этого правами, обязанностями и ответственностью.

Чтобы иметь право работать педагогом, необходимо получить среднее профессиональное или высшее образование и отвечать квалификационным требованиям (приказ Минздравсоцразвития России от 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») и профессиональным стандартам (документы, в которых учтены все требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников).

Согласно новым профессиональным стандартам это должности:

  • педагог (воспитатель, учитель) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • инструкторметодист;
  • педагогпсихолог;
  • педагог дополнительного образования детей и взрослых; педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
  • специалист в области воспитания (социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, тьютор, педагог-библиотекарь).

Более подробную характеристику можно получить, обратившись к Приказам Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог”, “Инструкторметодист”, “Педагогпсихолог”» и др.

Необходимо отметить, что согласно Трудовому кодексу РФ (ст. 331) к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке (Гражданский кодекс РФ, ст. 29 «Признание гражданина недееспособным»; Гражданский процессуальный кодекс РФ, гл. 31);
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Новшеством является то, что к педагогической деятельности могут быть допущены лица (при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), имевшие судимость за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Далее обратимся к ФЗ «Об образовании в РФ» в части правового статуса педагогических работников (ст. 47). Правовой статус – это совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Следуют отметить, что в целом права и обязанности педагогического работника условно можно разделить на общие, установленные законодательством для всех субъектов трудовых отношений (ст. 21–22, 212, 214, 219 Трудового кодекса Российской Федерации), и специальные (академические, трудовые и социальные), установленные применительно к педагогическим работникам.

Таким образом, в Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Вопросы правового статуса педагогических работников могут регулироваться также на региональном уровне – законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами компетентных органов исполнительной власти субъекта РФ (например, Постановление Правительства Свердловской области от 8 сентября 2021 г. № 567ПП «О выплате ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья» и др.).

Академические права и свободы педагогических работников представлены содержаниемст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ», а именно:  

  • свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
  • свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
  • право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания;
  • право на выбор учебников и учебных пособий;
  • право на участие в разработке образовательных программ и их компонентов;
  • право на осуществление научной, научно-технической, творческой, инновационной и исследовательской деятельности;
  • право на бесплатное пользование информационными ресурсами образовательной организации;
  • право на бесплатное пользование образовательными и методическими ресурсами образовательной организации;
  • право на участие в управлении образовательной организацией; 10)право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации;
  • право на объединение в общественные профессиональные организации;
  • право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
  • право на защиту профессиональной чести и достоинства.

Академическая свобода предполагает, во-первых, что педагогический работник наделяется полной свободой ставить любые вопросы и стремится к истине, независимо от того, задевает его точка зрения интересы каких-либо политических сил, государственных и общественных структур, а во-вторых, что реализация педагогическими работниками своих академических свобод (в их публичных выступлениях, лекциях, научных докладах, статьях) не может в дальнейшем явиться основанием для их преследования со стороны государства и публичных властей либо использоваться университетами или другими образовательными организациями в качестве повода для увольнения или привлечения работников к дисциплинарной ответственности.

Ограничителями академических свобод выступают академические обязанности педагогов, их профессиональная ответственность, академическая культура и этика. Академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Педагогическая обоснованность выбора при реализации академических свобод предполагает учет особенностей конкретной образовательной среды, в которой реализуется педагогическая инициатива, индивидуальных особенностей обучающихся и самого педагогического работника, специфики образовательной программы и т. п. При этом контроль за педагогической обоснованностью выбора форм и методов педагогической деятельности возлагается в первую очередь на саму образовательную организацию.

Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

  • право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • право на дополнительное профобразование не реже чем один
    раз в три года;
  • право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством РФ в зависимости от занимаемой должности;
  • право на длительный отпуск сроком до одного года (не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы);
  • право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • право на предоставление вне очереди жилых помещений (по договорам социального найма и др.).

Кроме того, учителя, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Особое внимание уделим понятию и содержанию рабочего времени педагога. Рабочее время – это период, в течение которого педагогический работник в соответствии с трудовым договором и иными локальными актами организации обязан выполнять свои трудовые функции.

В соответствии со ст. 100 Трудового кодекса РФ режим рабочего времени предусматривает продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным, рабочая неделя с предоставлением выходных по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней.

Режим устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, – трудовым договором.

В рабочее время педагогических работников включается (в зависимости от занимаемой должности) учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в т. ч. осуществление практической подготовки, индивидуальной работы с обучающимися; научная, творческая и исследовательская работа, методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга и иная, предусмотренная должностными инструкциями.

Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической деятельности в пределах рабочей недели / учебного года устанавливается локальными нормативными актами образовательной организации. Нормируемая часть работы педагогов за ставку заработной платы устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю (определяется в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, динамические паузы).

В зависимости от должности педагогическим работникам устанавливается разная продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработанной платы) педагогических работников …».

Преподавательская нагрузка регулируется расписаниями, которые утверждаются в образовательных организациях в соответствии с процедурой, установленной уставом. К другой (ненормируемой) части работы педагогов, требующей затраты не конкретизированного времени по количеству часов, относится деятельность, предусмотренная квалификационными характеристиками по занимаемой должности (классное руководство, проверка письменных работ, дежурство и др.), что определяется трудовым договором и должностными инструкциями. Каникулярное время является рабочим и может использоваться, как правило, для дополнительного профессионального образования.

Отстранение от работы. Согласно статье 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического опьянения; не прошедшего обязательный медосмотр и др. А также работодатель обязан отстранить от работы педагогического работника при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в ст. 331 настоящего Кодекса.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) педагогического работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда (ст. 331.1).

Далее рассмотрим особенности оплаты труда педагогических работников. Согласно ч. 1 ст. 129 и ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы.

Оплата труда педагогических работников складывается из размера должностного оклада или ставки заработной платы, являющейся фиксированным размером оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Трудовые договоры с педагогическими работниками согласно Постановлению Правительства РФ № 583 должны предусматривать такие обязательные условия оплаты труда, как:

  • размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, конкретно установленный за исполнение работником трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы);
  • размеры выплат компенсационного характера (при выполнении работ с тяжелыми вредными и (или) опасными, иными особыми условиями, в условиях, отклоняющихся от нормальных, и др.);
  • размеры выплат стимулирующего характера либо условия для их установления со ссылкой на локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления выплат стимулирующего характера, если их размеры зависят от установленных в организации показателей и критериев.

Пунктом 2 Положения (Постановление № 583) предусмотрено, что при введении систем оплаты труда следует учитывать: Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих; Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих; государственные гарантии по оплате труда (ст. 130 ТК РФ); перечень видов выплат компенсационного характера; перечень видов выплат стимулирующего характера и др.

Перейдем к статье 48 ФЗ «Об образовании в РФ» об определении трудовых обязанностей педагогических работников. В перечень входят обязанности:

  • обеспечивать реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с рабочей программой;
  • соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
  • уважать честь и достоинство участников образовательных отношений;
  • развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, творческие способности;
  • применять педагогически обоснованные формы, методы обучения и воспитания;
  • систематически повышать свой профессиональный уровень;
  • проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности;
  • проходить предварительные, периодические, внеочередные медосмотры;
  • проходить обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Исполнение педагогом обязанностей учитывается при прохождении аттестации. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.

Проведение аттестации педагогических работников осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Закон не связывает прохождение аттестации с формой собственности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой трудится педагог. Аттестации подлежат все педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая работников, занятых у индивидуальных предпринимателей.

Прохождение аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности относится к обязанностям педагогических работников (ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ»). Отказ от прохождения такой аттестации представляет собой нарушение трудовой дисциплины.

Не проходят аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности педагоги, имеющие квалификационные категории (работник, уже подтвердивший свой высокий профессиональный уровень и получивший соответствующую квалификационную категорию, не должен второй раз делать то же самое путем прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности).

Кроме того, не проходят аттестацию:

  • лица, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет или отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием;
  • беременные женщины, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, а также лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Конечный результат аттестации – принятие аттестационной комиссией решения о соответствии/несоответствии работника занимаемой должности. Если работник будет признан не соответствующим занимаемой должности, то трудовой договор с ним расторгается по основанию, предусмотренному трудовым законодательством (ст. 81 ТК РФ).

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории не является обязательной, она проводится по желанию самого работника. Данный вид аттестации проводится либо федеральными органами исполнительной власти (для педагогических работников федеральных образовательных организаций); либо уполномоченными органами государственной власти субъекта РФ (для работников организация, находящихся в ведении субъекта РФ, муниципальных и частных образовательных организаций).

Интересно
Конечный результат данного вида аттестации – присвоение работнику квалификационной категории (первой или высшей), установление специальных надбавок за категорию и, как следствие, повышение оплаты его труда. Квалификационная категория устанавливается сроком на пять лет, и срок ее действия продлению не подлежит.

Квалификационные категории, установленные педагогически работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую образовательную организацию, в т. ч. расположенную в другом субъект РФ. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, установленных федеральными законами.

К слову, если раньше нормы профессиональной этики рассматривались именно с этической точки зрения, то сегодня их соблюдение стало должностной обязанностью со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нормы профессиональной этики педагогов могут включать требования к поведению, внешнему виду, порядку взаимодействия со всеми иными участниками образовательных отношений и контролю за соблюдением этих норм.

Процедура трудоустройства и заключения трудовых договоров с педагогическими работниками, как и с любыми другими работниками, происходит в соответствии с нормами трудового законодательства РФ. Особенности имеет заключение и прекращение договоров с педагогическими работниками из числа профессорско-преподавательского состава (ст. 332 ТК РФ).

Так, трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора. Заключению договоров на замещение должности или переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Основания и порядок увольнения педагогических работников. Увольнение педагогических работников осуществляется при расторжении трудового договора. Под расторжением трудового договора понимается его прекращение в форме увольнения как по инициативе сторон договора, так и по обстоятельствам, не связанным с волеизъявлением сторон прекращаемого трудового договора.

В целом на педагога, как и на любого работника, распространяются общие основания прекращения трудового договора, предусмотренные в статье 77 Трудового кодекса РФ (соглашение сторон, истечение срока трудового договора, перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю и др.).

Статья 336 ТК РФ определяет дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическими работниками:

  1. Повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность. Уволить работника по данному основанию можно, если в течение года он не менее двух раз грубо нарушил устав (факт грубого нарушения устава следует документально подтвердить, например, докладными и объяснительными записками, жалобами, актами). Причем за первое нарушение на него уже было наложено дисциплинарное взыскание по ст. 192 Трудового кодекса РФ. В данном случае срок в один год начинает исчисляться со дня совершения первого грубого нарушения устава.
  2. Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника. Факты применения физического и психического насилия в данном случае могут быть подтверждены медицинскими заключениями, показаниями свидетелей, заключением психолога.
  3. Достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности. В соответствии со статьей 332 Трудового кодекса РФ в государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров.

Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. Таким образом, до увольнения по пункту 3 статьи 336 Трудового кодекса РФ работодатель должен предложить работнику иные вакантные должности, и только после его отказа от них либо их отсутствия он вправе уволить педагога по данному основанию.

И, приближаясь к завершению темы, рассмотрим правовой статус руководителя образовательной организации (ст. 51 ФЗ «Об образовании в РФ»). Руководитель может быть избран общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации; может быть назначен учредителем организации, Президентом РФ или Правительством РФ.

Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности. Права и гарантии, предусмотренные педагогическим работникам, распространяются и на руководителя организации.

Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации, а также за реализацию программы развития образовательной организации. В образовательной организации высшего образования может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования в порядке, определяемом ее уставом.

Юридическая ответственность педагогических работников является одним из основных и важнейших элементов системы юридических гарантий осуществления ими своих обязанностей и, тем самым, элементом их правового статуса. Знание педагогами как своих обязанностей, так и той ответственности, которую они могут понести за невыполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных, служебных обязанностей и, соответственно, правильная, адекватная реакция, есть важнейшая гарантия того, что педагогический работник сможет и дальше осуществлять свою профессиональную педагогическую деятельность, профессионально расти и рассчитывать на эффективное гарантирование своих гражданских и профессиональных прав и законных интересов.
Рассмотрим основные виды юридической ответственности применительно к деятельности педагогических работников.

Гражданско-правовая ответственность. Педагогический работник может быть привлечен к договорной ответственности, установленной соглашением сторон договора, одной из которых является педагогический работник, и к внедоговорной ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу обучающегося, имуществу образовательной организации, а также за причинение морального вреда.

Основания для привлечения к договорной ответственности – факты неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, заключенному педагогическим работником (например, по предоставлению платных образовательных услуг, по выполнению определенных работ/предоставлению услуг, не предусмотренных трудовым договором).

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору педагогический работник несет ответственность, предусмотренную гражданским законодательством и данным договором (уплата неустойки, возмещение убытков – полное либо частичное и др.).

Дисциплинарная ответственность. Дисциплина труда – это обязательное подчинение всех работников нормам поведения, установленным нормативно-правовыми актами трудового законодательства.

В предыдущей лекции была рассмотрена статья 48 ФЗ «Об образовании в РФ», где акцентировалось внимание на обязанностях и ответственности педагогических работников за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. При этом законодатель в самом федеральном законе не устанавливает санкции, а отсылает нас к другому законодательству. В трудовом законодательстве педагогические кадры выделены в особую категорию работников.

Дисциплинарная ответственность в трудовом праве представляет собой обязанность работника ответить за допущенный им дисциплинарный проступок и понести меры взыскания, предусмотренные трудовым законодательством. Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности служит совершение дисциплинарного проступка.

В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) дисциплинарный проступок можно определить как неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (например, прогул, неисполнение приказов и распоряжений, нарушения правил охраны труда и т. п.).

Для педагогических работников образовательных учреждений установлены специфические основания привлечения к дисциплинарной ответственности:

  • грубое нарушение устава образовательного учреждения (более того, п. 1 ст. 336 ТК РФ предусмотрено, что повторное в течение года грубое нарушение устава является дополнительным основанием увольнения педагогических работников);
  • применение (в том числе однократное) методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося. К методам психического насилия относят воздействие на обучающегося, которое причиняет ему душевные страдания, подавляет психику, понижает его нравственный статус.

Психическое насилие может выражаться в различных формах: преднамеренная изоляция обучающегося; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; систематическая необоснованная критика; демонстративное негативное отношение к обучающемуся и др. Согласно п. 2 ст. 336 ТК РФ эти основания являются дополнительными основаниями увольнения педагогического работника.

Порядок применения дисциплинарных взысканий установлен ТК РФ в ст. 193. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, а также обстоятельства, при которых он был совершен.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, которые не предусмотрены законодательством, например, штраф за опоздание работника. Дисциплинарное взыскание, в случае несогласия работника, может быть обжаловано в комиссии по трудовым спорам, в государственной инспекции по труду, либо в суде.

Среди мер ответственности за дисциплинарные проступки предусматриваются следующие виды наказаний:

  1. Замечание – является самой лояльной мерой наказания, обычно осуществляется в письменной форме.
  2. Выговор – довольно строгая мера наказания, т. к. может послужить основанием для увольнения сотрудника.
  3. Увольнение по соответствующим основаниям – самая строгая мера дисциплинарного взыскания.

Материальная ответственность. Помимо дисциплинарной в деятельности образовательных учреждений нередко возникает вопрос о материальной ответственности работников (глава 39 ТК РФ). Материальная ответственность – это обязанность работника нести ответственность перед организацией за совершение противоправного действия или бездействия, в результате которого был причинен ущерб имуществу организации, и возместить этот ущерб в установленном порядке.

Материальную ответственность несут все работники, состоящие в трудовых отношениях с образовательным учреждением, за причинение по вине педагогического работника ущерба имуществу работодателя или третьих лиц, за имущество которых отвечает работодатель. В соответствии с ТК РФ ст. 22 образовательная организация в качестве работодателя наделяется правом привлекать педагогических работников к материальной ответственности в порядке, установленном трудовым законодательством.

Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие (ст. 239 ТК РФ):

  • нормального хозяйственного риска;
  • крайней необходимости или необходимой обороны (см. ст. 37, 39 УК РФ);
  • неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 241 ТК РФ). Исключением, в частности, являются случаи полной материальной ответственности.

Административная ответственность. Административная ответственность – разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Работники образовательных организаций несут в общем порядке также административную ответственность в случаях, прямо предусмотренных в Кодексе РФ «Об административных правонарушениях» (далее – КоАП РФ).

КоАП РФ содержит две статьи об административной ответственности в сфере образования: ст. 5.57 (нарушение права на образование и предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций) и 19.30 (нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса).

Большинство видов нарушений, предусмотренных данными статьями, могут быть совершены административными работниками образовательных учреждений (должностными лицами), однако за отдельные нарушения могут понести наказание и педагогические работники.

Например, за нарушения в процессе проведения государственной итоговой аттестации частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность педагогических работников. Вопрос о том, в каких ситуациях педагогический работник может быть признан должностным лицом, требует отдельного рассмотрения применительно к каждой конкретной ситуации и исходя из определения должностного лица, которое дано в статье

2.4 «Административная ответственность должностных лиц» КоАП РФ.

Административные правонарушения в сфере образования (административная ответственность применяется в отношении должностных лиц и граждан):

  • Ч. 1. ст. 5.57 – нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации (административный штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей).
  • Ч. 2 ст. 5.57 – нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод (административный штраф на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей).
  • Ч. 3. ст. 5.57 – совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.).
  • Ч. 1. ст. 19.30 – нарушение установленных законодательством РФ в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг (административный штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 тысяч рублей).
  • Ч. 2. ст. 19.30 – реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации (административный штраф на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 рублей).
  • Ч. 3. ст. 19.30 – выдача образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо выдача образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим государственной аккредитации (административный штраф на должностных лиц в размере 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года).
  • Ч. 4. ст. 19.30 – умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством РФ в области образования олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством РФ в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации (административный штраф: на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 40 000 рублей).
  • Ч. 5. ст. 19.30 – нарушение установленного законодательством РФ в области образования порядка приема в образовательную организацию (административный штраф на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей).
  • Ч. 6. ст. 19.30 – совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 ст. 19.30, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.).

Проанализировав выше представленное, резюмируем – к административной ответственности по этим составам в основном могут быть привлечены лишь должностные лица (т. е. руководители, их заместители и другие работники, наделенные организационно-распорядительными полномочиями).

И только за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ, к административной ответственности могут быть привлечены граждане, т. е. педагогические работники образовательной организации и другие лица.

Педагогический работник может быть привлечен к административной ответственности также за совершение отдельных административных правонарушений, которые связаны с осуществлением образовательной деятельности опосредованно (во время учебных занятий, воспитательных мероприятий, на территории организации, осуществляющей образовательную деятельность):

  • оскорбление обучающихся или иных участников образовательных правоотношений (ст. 5.61);
  • дискриминация обучающихся (в части нарушений их прав, свобод и интересов в зависимости от их пола, расы, языка, происхождения и т. п.) (ст. 5.62);
  • нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (ст. 6.17).

За совершение вышеупомянутых правонарушений к педагогическому работнику могут быть применены административный штраф, административный арест, обязательные работы.

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность – обязанность лица, совершившего преступление, претерпеть наказание, заключающееся в лишениях личного или имущественного характера, порицающее его за совершенное преступление. Преступления, совершенные педагогами, влекут повышенную меру уголовной ответственности по сравнению с преступниками, не являющимися педагогами.

Условно можно выделить две группы преступлений в сфере образования:

  • преступления против детства;
  • коррупционные преступления.

Нормы, предусматривающие уголовную ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних, содержатся в главе 20 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ).

Педагог как специальный субъект уголовной ответственности упомянут в трех статьях УК РФ:

  • ст. 156 УК РФ предусматривает ответственность педагога за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженное с жестоким обращением с ним;
  • ч. 2 ст. 150 УК РФ устанавливает ответственность педагога за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления;
  • ч. 2 ст. 151 УК РФ определяет ответственность педагога за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественные действия.

Остановимся поподробнее на признаках каждого из перечисленных преступлений. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних (ст. 156 УК РФ). Закон предписывает педагогу соблюдение возложенных на него воспитательных функций. В противном случае за неисполнение или ненадлежащее исполнение данной обязанности, сопряженное с жестоким обращением по отношению к несовершеннолетнему, наступает ответственность в виде штрафа, исполнительных работ, лишения свободы.

Под неисполнением или ненадлежащим исполнением воспитательных обязанностей педагогом следует понимать неосуществление должного наблюдения за несовершеннолетним, безответственное отношение к его воспитанию (попустительство или поощрение озорства, хулиганства). Если подобные действия педагога не сопряжены с жестоким отношением к несовершеннолетним, наступает административная ответственность по ст. 5.35 КоАП.

Применение мер воспитания, признаваемые судом жестоким обращением, порождает уголовную ответственность. Термин «жестокое обращение» является оценочным и на практике понимается как насилие (побои, покушение на половую неприкосновенность, оскорбление и пренебрежительное отношение к подопечному и др.).

При этом виновность педагога (т. е. его отношение к происходящему и наступившим последствиям) характеризуется следующим образом: он не только понимает, что совершаемые действия не носят воспитательный характер, но и желает проявить жестокость к несовершеннолетним.

Вовлечением в совершение преступления и антиобщественные действия по статьям 150, 151 УК РФ признаются любые активные поступки педагогов, которые целенаправленно возбуждают намерение или укрепляют решимость несовершеннолетнего совершить запрещенные законом деяния.

Согласно ст. 150 УК РФ вовлечение должно обязательно подкрепляться каким-либо воздействием на несовершеннолетнего со стороны педагога: обещанием (выставить положительную оценку, отправить в молодежный лагерь), обманом (сообщением о безнаказанности «ты малолетка, тебе ничего не будет»), подкупом, шантажом, насилием, возбуждением чувства зависти или мести и т. п.

Преступления по ст. 150, ст. 151 УК РФ считаются оконченными (т. е. полностью выполненными) с момента, когда у несовершеннолетнего сложилось твердое желание совершить преступление. Следующим условием привлечения к наказанию по ст. 150, ст. 151 УК РФ является несовершеннолетие вовлекаемого лица.

Совершеннолетними в Российской Федерации признаются граждане, достигшие 18 лет. Лица, не подпадающие ни под одну из указанных категорий, считаются несовершеннолетними. Гражданин, в том числе педагог, не подлежит ответственности по ст. 150, ст. 151 УК РФ, если не знал и не мог знать о несовершеннолетии вовлекаемого гражданина.

Часть 2 ст. 151 УК РФ установила ответственность педагога за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественные деяния, под которыми закон понимает:

  • систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих средств;
  • бродяжничество;
  • попрошайничество:
  • проституцию.

Способы вовлечения несовершеннолетнего в данные поступки ст. 151 УК РФ не предусмотрены, следовательно, не признаются обязательными для доказывания. Рассмотрим каждое антиобщественное действие отдельно. Устанавливая ответственность педагога по статьям 150, 151, 156 УК РФ, государство защищает право несовершеннолетних на нормальное развитие и воспитание. Наказание по этим статьям должно стать неотвратимым.

Кратко рассмотрим вторую группу преступлений в сфере образования. Коррупция – это злоупотребление служебным положением, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Коррупционные преступления, совершаемые в сфере образования, представлены следующим перечнем (УК РФ):

  • мошенничество (ч. 3 и 4 ст. 159);
  • присвоение или растрата (ч. 3 и 4 ст. 160);
  • злоупотребление полномочиями (ст. 201) (одно из наиболее распространенных);
  • коммерческий подкуп (ст. 204);
  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
  • нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1);
  • превышение должностных полномочий (ст. 286);
  • получение взятки (ст. 290) (одно из наиболее распространенных);
  • дача взятки (ст. 291);
  • посредничество во взяточничестве (ст. 291.1);
  • служебный подлог (ст. 292) (одно из наиболее распространенных).

Правительство РФ регулярно внедряет антикоррупционные меры, направленные на борьбу с коррупционными правонарушениями, а также на их предотвращение. Подтверждением являются нормативно-правовые акты (в т. ч. ФЗ «О противодействии коррупции»), указы и надзор за их выполнением.

Но, к сожалению, многие специалисты констатируют тот факт, что названные меры недостаточно эффективны. Причинами являются ограниченные возможности п ивлечения к ответственности коррупционеров, правовой нигилизм граждан, дающих взятки работникам сферы образования и др.

Интересно
Необходимо понимать, что любые проявления коррупции аморальны, они разрушают наше государство изнутри. Сфера образования является одной из самых важных сфер жизни общества, ей отведена роль воспитания новых поколений и, впоследствии, высококвалифицированных специалистов, без которых невозможно дальнейшее развитие государства.

Подводя итог, стоит отметить, что особый статус педагогических работников как субъектов трудовых (образовательных) правоотношений накладывает свой отпечаток не только на их профессиональное поведение, но и на авторитет профессии «педагог». Внимание к правовой ответственности педагогических работников в контексте совершенствования образовательного законодательства и повышения значимости дисциплины во всех сферах общества, а особенно в сфере образования, несомненно, будет возрастать.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)