Развитие пенитенциарной педагогики за рубежом

Темницы, остроги, крепости, подвалы, другие места заключения имеют более чем тысячелетнюю историю. Однако под тюрьмами подразумевается исключительно специальное заведение для массового обращения с преступниками, где они физически работали.

Термин «тюрьма» происходит от немецкого der Turn (башня). В конкретном смысле так называется изолированное от внешнего мира и охраняемое здание для принудительного содержания лиц, подлежащих заключению по приговору суда или по распоряжению административной власти.

В Средние века суды не назначали людям наказание в виде лишения свободы. Наказаниями считались плаха, виселица, изгнание или каторга. В Европе ХVII–ХVIII вв. осужденных обычно ждала либо каторга, либо ссылка. Франция, например, отправляла провинившихся в каменоломни Тулона, Англия высылала их в американские колонии, а Испания посылала на галеры.

По утверждению западных ученых-пенологов одним из первых решений по исправлению преступников и бродяг с помощью усиленного привлечения к труду было принято в Нидерландах. С этой целью строились специальные тюрьмы, трудовые дома. Первая такая тюрьма была построена в Амстердаме в 1595 г. Там были места и для мужчин, и для женщин. Заведение стало известным под названием «исправительный дом».

В следующем году была основана исправительная тюрьма специально для женщин. В отличие от мужских тюрем женская по своим задачам была названа прядильным домом. Замена наказаний, характерных для эпохи феодализма, лишением свободы имела прогрессивный характер, но была вызвана изначально не столько гуманностью, сколько экономическими соображениями, и лишь спустя время дополнилась идеей о необходимости исправления правонарушителей.

Появление тюрем как закрытых заведений, в которых в массовом масштабе и специальными методами стали оказывать влияние на преступников, происходило в связи с революционными событиями западного мира и образованием новых республик в конце ХVШ в.

В этот период многие страны почти полностью отказались от телесных наказаний. Тюрьма считалась альтернативой смертной казни, а также более легкой мерой наказания. Определенный вклад в развитие тюремной деятельности внесли США. В конце ХVIII в. там была открыта тюрьма (штат Пенсильвания), где строжайшее одиночное заключение сочеталось с религиозным воздействием на заключенных.

В 1790 г. в Филадельфии была построена тюрьма, руководство которой с самого начала находилось в руках местной христианской конфессии, представители которой и начали там свой эксперимент по перевоспитанию преступников. Камеры были одиночными, с двойными дверями, что обеспечивало звукоизоляцию. Каждому заключенному полагалась Библия, он никогда не встречался с другими заключенными и годами не слышал человеческого голоса.

Позднее в Филадельфии была выстроена другая тюрьма – Истерн Стейт. Ее архитектура была необычной. Сводчатые потолки и просторные помещения должны были напоминать заключенным о храме. Камеры были только одиночные. Каждая камера имела единственное окно в центре потолка, которое должно было символизировать «глаз Бога», который постоянно наблюдает за грешниками.

Интересно
Предполагалось, что заключенный будет проводить дни в полной тишине и абсолютном одиночестве. Он будет размышлять о своих грехах и читать Библию, что приведет его к раскаянию и душевной трансформации.

В 1821 г. в Оберне решили испытать пенсильванскую систему, но вскоре отказались от нее и разработали собственную. Заключенные продолжали содержаться в одиночных камерах, но стена, обращенная в коридор, была заменена решеткой, дабы надзиратели могли наблюдать за действиями осужденных. С тех пор длинные коридоры с зарешеченными камерами стали отличительной чертой почти каждой американской тюрьмы. Обернские заключенные должны были работать.

Каждый день их отводили в мастерские, где они занимались производительным трудом. Однако система молчания сохранилась. Заключенным было запрещено разговаривать и подавать друг другу знаки, а тех, кто нарушал запрет, подвергали телесным наказаниям.

Жесткая дисциплина позволила обернской администрации сделать тюрьму выгодным предприятием. Труд заключенных сдавался внаем фирме, которая предлагала лучшую цену. Предприниматели организовывали производство, платили тюрьме и забирали продукцию.

Обернские «сидельцы» делали гвозди, железные инструменты и бочки, шили одежду, ботинки, сколачивали мебель. Такой успех не мог не вызвать подражаний, и вскоре обернскую систему переняли многие другие тюрьмы. Пенсильванская система стала быстро терять сторонников. Содержать неработающих узников, сидящих по одиночным камерам, было накладно. Заключенных становилось все больше, и от одиночного заключения пришлось отказаться.

В 1838 г. в Англии был осуществлен переход к так называемой прогрессивной системе, которую с определенными изменениями переняли другие страны, и которая сохраняется до настоящего времени.

В 1840 г. британец А. Маконохи был назначен губернатором острова Норфолк, что у берегов Австралии. Губернатор острова-тюрьмы начал с того, что ввел систему марок.

Марки начислялись заключенным за хорошее поведение и труд. Марки можно было копить или покупать на них качественную пищу. Тот, кто накапливал достаточное количество марок, сокращал свой срок пребывания на острове.

В Европе систему марок применил начальник тюрем на территории Ирландии У. Крофтон. Система Крофтона, или ирландская система, предполагала, что заключенный первую часть срока отбывал в полной изоляции и крайне тяжелых условиях. Хорошее поведение и труд вознаграждались все теми же марками, за которые можно было перейти на вторую ступень, где заключенный встречался с себе подобными и трудился в общей мастерской.

На третьей ступени режим был довольно мягким: осужденный мог читать книги, учиться в тюремной школе и даже рассчитывать на условно-досрочное освобождение. Совершив на воле неблаговидный поступок, освобожденный лишался билета и возвращался в тюрьму.

Интересно
Система не была совершенной и давала тюремной администрации почти неограниченные возможности для давления на заключенных: количество заработанных и отобранных марок зависело только от нее. Но даже в таком виде система Крофтона многим современникам казалась излишне гуманной. Прогрессивная система широко применяется и в наши дни в различных вариантах во многих странах мира.

Представляет интерес современное состояние зарубежной исправительной системы с ее характерными гуманистическими чертами. Например, в Финляндии в последние годы отмечается значительное снижение количества осужденных благодаря новаторскому подходу к деятельности пенитенциарной службы.

Многие годы единственным методом борьбы с преступностью, применяемым в Финляндии, являлась изоляция правонарушителей от общества. Изменение политики государства в области пенитенциарных проблем привело к более частому применению условных наказаний и штрафов, а самое главное, изменился подход к отбыванию наказания с лишением свободы.

Правительством разработана гибкая система условий пребывания в местах лишения свободы, если заключенным строго соблюдается дисциплина. Заключенные тюрем получают зарплату и сами оплачивают питание и жилье. Несколько лет назад в Финляндии была создана Ассоциация по делам испытания и последующего ухода при Министерстве юстиции. Эта организация осуществляет надзор за поведением осужденных, оказывает им помощь в предоставлении жилья.

Особый интерес вызывает практика организации исполнения общественной службы. Ассоциация утверждает в Министерстве юстиции список предприятий и учреждений, где будут работать осужденные. За их поведением и трудовой дисциплиной следит администрация предприятия, учреждения и представители Ассоциации. В случае нарушения (опоздание, прогул, недобросовестное отношение к работе и т. п.), допущенного осужденным, общественная служба может быть заменена на лишение свободы.

Руководители пенитенциарной системы Финляндии придают большое значение воспитательной работе с осужденными, обучению отбывающих наказание, изыскивая на это средства, различные формы и методы, разрабатывая оригинальные спецкурсы. Заключенным в Финляндии законодательством представлен выбор: труд или учеба в рабочее время. Причем тюрьмы не имеют своих собственных учебных заведений и учителей. Обучение организуется в сотрудничестве с внешними учебными учреждениями.

Общее и особенно профессиональное обучение, по мнению финских специалистов, позволяет отбывшим наказание быстрее адаптироваться к условиям жизни на свободе. Стимулом получения образования осужденными является также денежное вознаграждение: обучающиеся заключенные получают пособие, как и работающие.

В тюрьмах США самое серьезное внимание стали уделять вопросам исправления осужденных через продуктивно поставленный воспитательный процесс. При этом самыми распространенными программами реабилитации в местах лишения свободы США являются психиатрические услуги, образование (школьные и университетские программы), профессиональная подготовка, участие в религиозных группах, участие в промышленном производстве и сельскохозяйственных работах.

Проведение всех социально-педагогических программ входит в обязанность персонала пенитенциарных учреждений, так как в штатных расписаниях сотрудников колоний и тюрем предусмотрено достаточное число психологов, педагогов и капелланов (священнослужителей учреждений), поэтому участие общественных организаций в воспитательной работе с осужденными большого распространения в США не получило. Мероприятия, проводимые религиозными объединениями, носят разовый характер и проводятся чаще всего в национальные или религиозные праздники.

Интересно
В настоящее время в американских тюрьмах принимаются меры по улучшению условий содержания осужденных. Американская ассоциация исправительных учреждений выработала стандарты, которым должны отвечать исправительные учреждения.

Специальные (общественные) комиссии при выявлении во время проверок тюрем отклонений от выработанных стандартов обращаются к местным властям за необходимой финансовой помощью. Новым направлением в теории и практике воспитательной работы в пенитенциарной системе является создание в США современной модели исправительного учреждения – Boot Camps. Новые учреждения характеризуются жесткой дисциплиной для осужденных, которые переводятся по собственному желанию в такой лагерь на 90 дней.

В распорядок дня входит спортивная подготовка с большими нагрузками, 8-часовой рабочий день, школьное и профессиональное обучение, проведение реабилитационных профилактических курсов (для алкоголиков и наркоманов), психотренинг. Все мероприятия являются обязательными, и невыполнение каких-либо заданий, а равно, нарушение дисциплины ведут к отчислению из лагеря и переводу в первоначальное место лишения свободы.

В отношении осужденных, справившихся с предъявленными в Boot Camps требованиями, решается вопрос об их условно-досрочном освобождении. Все это несомненно имеет большой воспитательный эффект и смысл.

В тюрьмах Германии важнейшие задачи социального работника в пенитенциарном учреждении заключаются в том, чтобы вместе с осужденными и руководством тюрьмы составить план обучения и работы на период лишения свободы; помочь осужденному преодолеть психологический кризис в связи с нахождением под арестом; помочь организовать свободное время и порекомендовать виды обучения; поддержать контакт между заключенными и их родственниками; помогать советом родственникам заключенного в решении проблем, связанных с его арестом и лишением свободы; помогать заключенным в регулировании финансовых вопросов; подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе, насколько это возможно, подыскать жилье и работу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)