Социальное воспитание с позиции государства (общества)

Социальный смысл воспитания заключается в том, что ребенок готовится для жизни, а не для какой-то искусственной, оранжерейной среды, это диктует необходимость прежде всего способствовать развитию социальных сил ребенка и потенциалов его души, подготовки к жизни в обществе. С позиции государства (общества) проблема социального воспитания направлена на формирование гражданина. Она известна с платоновских времен. Каждое государство на разных исторических этапах своего развития преднамеренно или непреднамеренно осуществляет направленное (социальное) воспитание, которое оно считало необходимым для подготовки подрастающего поколения.

В разные периоды философские и педагогические течения, отдельные педагоги и философы выдвигали идеи социального воспитания. Они легли в основу разработки теории социальной педагогики и были признаны лишь в конце XIX в. В начале XX в. в России они получили развитие в виде социального воспитания.

Выделяются следующие типичные подходы к пониманию сущности и содержания (направления, раскрывающие содержание) социального воспитания.

Воспитание гражданина (гражданское воспитание), характерное для любого общества, осуществляется под влиянием и контролем государства (В.В. Зеньковский, А.В. Луначарский, Н.Н. Иорданский и др.). Оно ориентируется на потребности государства в воспитании подрастающего поколения, подготовке его к жизни в обществе. Государство определяет цели, содержание и пути реализации воспитания, создает для этого институты, а также обеспечивает контроль за их воспитательной деятельностью. Именно через эти институты реализуется социально-воспитательная миссия государства.

Под воздействием гражданского воспитания формируется личность с развитым чувством патриотизма и активной позицией по его осуществлению. Подобного рода задачи социального воспитания выдвигались еще Платоном (428 или 427 до н. э. — 348 или 347 до н.э.). В работах «Государство» и «Законы» он обосновал свое видение роли государства в определении содержания воспитания подрастающего поколения и путей его осуществления. Оно заключалось в том, что государство, думающее о своем благополучии, предусматривает направленную воспитательную деятельность, обеспечивающую развитие социальности молодежи. «Законодатель, — писал Платон, — не должен допускать, чтобы воспитание детей было чем-то второстепенным и шло как попало. Напротив, это первое, с чего должен начать законодатель». К таким идеям он пришел, анализируя источники благополучия государств своего времени.

Общественное воспитание, воспитание человека для данного общества (Зеньковский, Иорданский и др.). Данное направление следует назвать общественно-государственным, так как ведущая роль в его реализации принадлежит государству и школе. Оно является средством совершенствования общественной жизни и самого государства. Улучшая систему воспитания подрастающего поколения, оно обеспечивает и соответствующее изменение общества. Более культурное и воспитанное поколение способствует позитивному изменению общества, в котором оно живет. Общество стремится к тому, чтобы дети стояли на более высокой ступени культурного развития, чем их родители. Каждое новое поколение должно быть лучше предыдущего. Как писал Зеньковский: «Воспитание должно отвечать на запросы времени, должно пойти навстречу нуждам жизни и подготовлять людей нового склада, с иными навыками, с иными понятиями».

Ведущая роль в социальном (общественном) воспитании принадлежит прежде всего школе. «Школа (как и другие органы воспитания, конечно), — писал Зеньковский, — должна взять на себя задачи социального воспитания, должна готовить не только образованных не только дельных работников, но и граждан, способных к общественной работе, воодушевленных идеалами солидарности».

Это нисколько не устраняет и не отодвигает задач развития индивидуальных способностей и особенностей ребенка, но только придает этой задаче новый смысл.

Формирование человека в соответствии с социальным идеалом (Иорданский). В этом виделась возможность через новое поколение людей сформировать соответствующее общество. В основе подобного социального воспитания лежало положение о направленном развитии социальных сил ребенка, формировании качественно нового человека по модели социального идеала и, таким образом, изменении общества.

Такой подход существовал в педагогике вообще и в России в частности. Еще в XVIII в. Руссо провозгласил в своих произведениях идею создания нового «человека» вне влияния окружающей среды во всей целостности его неразрушенной природы, что дало бы возможность сформировать «новую породу» людей. Главный недостаток концепции Руссо в том, что он не смог соединить личный опыт ребенка с имевшимся (накопленным) социальным опытом. Он предлагал «урезанное» (ограниченное) социальное воспитание.

Во времена Екатерины II был приглашен И.И. Бецкой (1704—1795), который разработал проект, предусматривающий с помощью воспитания дворянской молодежи сформировать качественно новое общество. Для чего предполагалось создание закрытых учебных заведений, изолированных от влияния семьи и общества. Такие учебные заведения были открыты. Бецкой разработал организационные основы их существования, специальные учебные программы. Они имели выпускников, однако число их было не так значительно, чтобы оказать существенное влияние на развитие российского общества. В то же время определенное воздействие на общество они оказали. Этот проект был обречен, так как в условиях сохранения крепостничества невозможно было добиться качественных общественных изменений.

В 1920-е и последующие годы также ставилась задача с помощью социального воспитания формировать людей нового типа — строителей нового общества. Такое воспитание имело классовый, партийный характер, идеалом его являлось всестороннее гармоничное развитие человека. Оно предусматривало как направленное воспитание подрастающего поколения, становление определенного типа человека, так и перевоспитание взрослых людей (членов семьи, членов трудовых и ученических коллективов и пр.). Для реализации идеи социального воспитания в Советской России стали действовать соответствующий институт и академия. Государство через институты социального воспитания обеспечивало активное влияние на формирование различных категорий людей.

В рамках данного подхода социальное воспитание предусматривало также создание социально активной личности, приоритетом жизнедеятельности которой является общественное (Зеньковский, Иорданский и др.). Основная задача социального воспитания заключалась в развитии социальной активности, «вкуса» к социальной деятельности, духа солидарности, способности подниматься над личными, эгоистическими замыслами.

Основным средством социального воспитания в государстве была образовательная система, представлявшая собой орудие государственной власти для достижения социальных целей. Была образована Академия социального воспитания. Она стала научно-педагогическим центром, обосновав содержание и пути реализации идеи социального воспитания. Образовательные учреждения (дошкольные, массовая школа, высшая школа) осуществляли ту цель в воспитании подрастающего поколения, которую ставила перед ними государственная власть. В учебных заведениях изучалась теория и практика социального воспитания. В 1923 г. вышло первое учебное пособие, подготовленное Иорданским.

Навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей, идеалов, образа жизни народам других стран. Такой подход ориентирован преимущественно на детей, подростков, молодежную среду, отдельные личности. Он осуществлялся и осуществляется через средства массовой информации, негосударственные учреждения, организации, отдельных личностей — эмиссаров, принявших предлагаемые идеалы, ценности и образ жизни. Истоки такого подхода надо искать в Средних веках. В тот период практиковалась активная деятельность эмиссаров христианства по пропаганде и активному внедрению учения Христа в сознание масс, расширению числа верующих и распространению его учения в различных странах мира. Она реализовывалась не только словом, но и оружием. С этой целью создавались и специальные объединения, сообщества. В 1534 г., например, был создан иезуитский орден — воинов Христа.

В современных условиях это направление находит выражение в деятельности средств массовой информации, различных эмиссаров, общественных движений и организаций по пропаганде и утверждению американских идеалов, ценностей и образа жизни, религиозных учений в разных странах мира, в том числе и в России. Примером такой деятельности является вовлечение людей различного возраста в систему ценностей и образ жизни сект. Подобные секты нередко имели деформирующий, зомбирующий характер, негативно сказывающийся на здоровье, поведении и материальном положении людей. Во многих странах мира деятельность таких религиозных организаций поставлена вне закона (запрещена).

Данный подход как одно из направлений социального воспитания в литературе не раскрывается. Он представлен как культурная, идеологическая или религиозная экспансия.

Таково содержание социального воспитания с позиции государства. Государство (общество) создает институты, призванные обеспечить реализацию социальных установок в воспитании подрастающего поколения.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)