Управление дебиторской задолженностью

Одной из функциональных форм оборотного капитала является дебиторская задолженность. Ее возникновение обусловлено особенностями расчетов предприятия за реализуемую продукцию. Как правило, между поставкой продукции и ее оплатой проходит какое-то время.

Таким образом, возникает задолженность покупателей перед предприятием. В активах предприятия она отражается как дебиторская задолженность.

Дебиторская задолженность (ДЗ) включает в себя следующие виды:

  • ДЗ за товары и услуги, срок оплаты которых не наступил;
  • ДЗ за товары и услуги, неоплаченные в срок;
  • ДЗ по векселям полученным;
  • прочие виды (с бюджетом, с персоналом и др.).

На три первых вида приходится до 90% ДЗ.

Объем дебиторской задолженности определяется многими факторами и прежде всего принятой на предприятии системой расчетов.

Управление дебиторской задолженностью включает в себя постоянный контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция.

Для оценки эффективности управления дебиторской задолженностью и обоснования новых управленческих решений необходим анализ дебиторской задолженности в предшествующих периодах.

Анализ может включать в себя:

  • выявление динамики дебиторской задолженности и ее сопоставление с динамикой объемов реализации. При однонаправленной динамике можно сделать вывод, что предприятие проводит кредитную политику, способствующую увеличению продаж. Разнонаправленная динамика может свидетельствовать о неэффективной кредитной политике и необходимости ее изменения;
  • определение среднего периода инкассации (длительности оборота) дебиторской задолженности, который сопоставляется с длительностью оборота кредиторской задолженности. Желательно, чтобы последний был больше, так как это приводит к сокращению финансового цикла, снижает финансово-эксплуатационные потребности предприятия, т.е. потребности в источниках финансирования оборотных активов;
  • оценку возрастной структуры дебиторской задолженности, в целях которой рассчитывается удельный вес групп дебиторской задолженности с разными сроками погашения;
  • оценку качественной структуры дебиторской задолженности, в целях которой рассчитываются доли просроченной, сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности в ее общей сумме. Это позволяет оценить степень риска, связанную с дебиторской задолженностью, определить соответствует ли он принятой кредитной политике или выходит за ее рамки.
  • определение суммы эффекта от продажи товаров в кредит (Эдз), т.е. от авансирования средств в дебиторскую задолженность. Для этого сумма дополнительной прибыли (Пдз), полученной от увеличения оборота по реализации сопоставляется с суммой затрат по управлению дебиторской задолженностью, в которую включаются затраты по оформлению отсрочки платежа и инкассации долга (ТЗдз), прямые потери в связи с невозвратом долга (ФПдз), альтернативные издержки (АИдз).

Алгоритм расчета эффекта от продажи товаров в кредит будет следующим:

Управление дебиторской задолженностью

Исчисленная таким образом абсолютная сумма эффекта может быть переведена в относительное выражение путем деления на средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями.

Результаты проведенного анализа учитываются при формировании политики управления дебиторской задолженностью, которую принято называть кредитной политикой.

Различают три основных варианта политики управления дебиторской задолженностью – кредитной политики предприятия.

Консервативная заключается в том, чтобы свести риск кредитования контрагентов предприятия (покупателей, поставщиков и др.) к минимальному значению.

Кредит предоставляется ограниченному кругу покупателей и на очень короткие сроки, жесткий контроль за инкассацией долга. При этом предприятие утрачивает возможности наращивания прибыли за счет увеличения объемов реализации.

Умеренная – ориентируется на средний уровень кредитного риска в обычных хозяйственных ситуациях.

Агрессивная – цель максимизация прибыли за счет расширения объемов продаж на основе кредитования покупателей. Продажи в кредит на длительный срок охватывает широкий круг покупателей, включая рискованные группы. Стоимость предоставленного кредита невысокая, условиями договора предусмотрена возможность продления его сроков. Повышается кредитный риск.

Критерием эффективности осуществляемой кредитной политики должно являться превышение дополнительной операционной прибыли от расширения объемов продаж за счет предоставления кредита над дополнительными затратами, связанными с возникновением дебиторской задолженности.

При выборе типа кредитной политики следует учитывать:

  • современную коммерческую и финансовую практику осуществления торговых операций;
  • общее состояние экономики, влияющее на финансовые возможности и платежеспособность покупателей;
  • конъюнктуру рынка, спрос на продукцию предприятия;
  • правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
  • финансовые возможности предприятия авансировать средства в дебиторскую задолженность.

Управление дебиторской задолженностью включает в себя отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев:

  • объем хозяйственных операций с покупателем и их стабильность;
  • репутация покупателя в деловом мире;
  • соблюдение платежной дисциплины в прошлом;
  • прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров;
  • уровень текущей платежеспособности;
  • уровень финансовой устойчивости;
  • экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, потребность в денежной наличности и т.п.).

Для решения вопроса об отпуске своей продукции в кредит предприятию целесообразно разработать стандарты кредитоспособности и финансовой устойчивости своих партнеров, исходя из соответствия этим стандартам, определяется возможность предоставления отсрочки платежа и основные условия договора.

Важную роль в управлении дебиторской задолженностью играет создание резерва по сомнительным долгам. Отчисления в резерв относятся к расходам, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, поэтому порядок формирования такого резерва российскими предприятиями регулируется налоговым законодательством. Общий порядок определен в гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль», ст. 266 «Расходы на формирование резерва по сомнительным долгам».

Сомнительным долгом признается любая задолженность, не погашенная в сроки, установленные договором и не обеспеченная залогом, поручительством, банковской гарантией.

Безнадежными признаются долги, по которым истек срок исковой давности или обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Суммы отчислений в этот резерв включаются в состав внереализационных расходов равномерно в течение налогового периода.

Сумма резерва определяется по результатам инвентаризации ДЗ предыдущего отчетного периода и исчисляется следующим образом:

  • по сомнительной ДЗ сроком возникновения более 90 дней в резерв включается вся выявленная по итогам инвентаризации сумма;
  • от выявленной суммы сомнительной задолженности со сроком от 45до 9 дней в резерв включается 50;
  • по сомнительной задолженности до 45 дней резерв не увеличивается.

Сумма создаваемого резерва не может превышать 10% от выручки за отчетный период. Резерв может быть использован лишь на покрытие убытков по безнадежным долгам. Неиспользованная в отчетном периоде сумма резерва может переходить на следующий отчетный период. При этом, сумма резерва корректируется с учетом переходящего остатка.

Если сумма вновь создаваемого резерва окажется меньше переходящего остатка, разница должна быть включена во внереализационные доходы, если сумма вновь создаваемого резерва окажется больше остатка разница равномерно включается во внереализационные расходы в течение отчетного периода.

При условии создания на предприятии резерва по сомнительным долгам безнадежные долги списываются за счет этого резерва.

Отрицательная разница между суммой безнадежных долгов и суммой резерва – убыток подлежит включению во внереализационные расходы.

Система управления дебиторской задолженностью требует постоянного контроля за следующими основными параметрами:

  • оборачиваемость дебиторской задолженности;
  • структура дебиторов в разрезе различных признаков;
  • оптимизация и унификация схем расчетов;
  • исполнение дебиторами обязательств;
  • создание резервов по сомнительным долгам;
  • воздействие на недобросовестных дебиторов.

Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения.

Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (в днях):

  • 0—30;
  • 31—60;
  • 61—90;
  • 90—120;
  • свыше 120.

Возможны и иные группировки.

Одним из вариантов организации контроля за ДЗ является система «АВС».

В категорию «А» включают наиболее крупные и проблемные суммы дебиторской задолженности, в «В» средние по размерам и рискам, в «С» – остальные, не имеющие существенного значения.

Крупные предприятия в целях успешного управления дебиторской задолженности могут создавать специальные отделы для работы с дебиторской задолженностью в рамках финансового подразделения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)