Виды традиционной лекции

В реальной жизни, как правило, на стандартной лекции объяснение теоретического материала содержит информацию из разных экономических дисциплин. Учащиеся, обладая базовыми знаниями из ранее пройденных экономических предметов, видят, как строится логическая цепочка умозаключений, приводящих к четкому пониманию новой схемы. Тем самым они убеждаются в значимости ранее полученных знаний, который постоянно помогают им разобраться в новом материале.

Интересно
Особенно ярко это проявляется, когда, например, на уроках-лекциях 3 курса берутся за основу знания, полученные на 2 курсе. Например, опираясь на изученную ранее в «Основах экономики» тему «Конкуренция», легче осваивать тему «Бизнес-планирование», имея представление о стратегии фирмы на рынке.

Как вариант установления межпредметных связей – рассмотрение одного и того же экономического явления или процесса с разных сторон. Например, тема «Спрос и предложение» рассматривается в экономической теории с позиции неоклассического направления, в «Финансировании и кредитовании» изучаются спрос и предложение на денежном рынке, в маркетинге – с позиции продвижения товара на рынке.

Некоторые дисциплины тесно связаны между собой и очень схожи, они дополняют друг друга. Например, «Налоги и налогообложение» по своей сути является частью бухгалтерского учета. Эти предметы основаны на знании нормативных актов, счетов, бухгалтерских проводок, заполнения первичной и отчѐтной документации. С этим курсом связан и «Аудит», являющийся более сложным продолжением бухгалтерского учета и представляющий собой его проверки, процесс контроля финансовых результатов.

Содержание практических заданий, задач, тестов должно включать в себя комплекс экономических знаний. Например, расчет себестоимости готовой продукции, изучаемый в дисциплине «Экономика отрасли», в бухгалтерском учете основан на знание многих разделов: статьи калькуляции, затраты на производство, реализацию продукцию, сырье, материалы, стоимость внепроизводственных расходов и т.д.

Главное здесь – снижение затрат без ущерба качеству продукции, высокий финансовый результат.

Достаточно легко выстраиваются и межпредметные связи экономики с другими науками: математикой, статистикой, правом. Например, юридическое понятие собственности с позиции права и юридическое понятие собственности с экономической точки зрения.

Изучение экономических отношений в теме «Производственные отношения». «Производственные силы» из курса «Экономическая теория» требует знаний в области обществознания, философии, политологии.

Изучение экономики не возможно без математики (экономические расчеты себестоимости, эффективности производства). В экономике множество формул, например, производственная функция как зависимость от трех переменных P = F (X₁ X₂ X₃).

Функция предусматривает расчет производства как расчет трех факторов:

  • X₁ – труд,
  • X₂ – земля
  • X₃ – капитал.

В результате определяется прибыль от производства предельного продукта. Математика позволяет рассчитать статьи и составить бухгалтерский баланс.

Построение графиков требует знаний по геометрии. Например, при изучении темы экономической теории «Дифференциация доходов общества» необходимо построить график кривой Лоренца, а затем по графику рассчитать коэффициент Джини как отношение площади сегмента к площади треугольника. Коэффициент показывает степень неравномерности распределения доходов среди населения.

Информатика дает учащимся возможность активного познания. Освоение компьютерных бухгалтерских программ, освоение бухгалтерских налоговых документов позволяет студенту погрузиться в реальную профессиональную жизнь, почувствовать значение процесса обучения для будущей трудовой деятельности. Формирует профессиональную мотивацию студента.

В процессе обсуждения новых тем на уроках могут возникнуть дискуссии. Важно приучить учащихся аргументировать свою точку зрения, а основой могут служить знания смежных дисциплин.

Например, при составлении бизнес-плана в «Экономике отрасли» используется сведения из делопроизводства, права, экономической теории, основ экономики.

Благодаря установлению межпредметных связей учащихся – будущих экономистов формируется аналитический подход к процессу обучения, когда самостоятельно можно определить место предмета во всей экономической науке, те знания, которые будут особенно необходимы в других дисциплинах.

Виды традиционной лекции:

  • Вводная лекция.
  • Информационная лекция.
  • Обзорно-повторительная лекция.
  • Обзорная лекция.

Вводная лекция знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику.

Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получать общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

Информационная лекция по передачи информации, предполагает репродуктивную деятельность учащихся.

Обзорно-повторительная лекция, читаемая в конце раздела или курса должна отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал.

Обзорная лекция – это систематизация знаний на более высоком уровне.

Психология обучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большое количество ассоциативных связей. В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов.

Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект. Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе записи, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, экзамену. Задача лектора – дать студентам возможность осмысленного конспектирования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)