Даосизм

Основным трактатом даосизма является написанная полуле­гендарным философом Лао-цзы книга “Дао дэ цзин” (около V – III вв. до н. э.). Она содержит “учение о правильном пути и добро­детели”. Основной категорией даосизма является дао. Понятие дао многозначно. Дао – это субстанциональная зако­номерность всего сущего, закон спонтанного бытия космоса, обще­ства, человека. Дао – это способ развертывания в первоэлементы цикличности бытия.

Дао – это вселенная, где все уравновешено, где нет жизни и смерти, где не существует границ и разделений. Лишь эгоизм и незнание могут породить у человека неверное представление о наличии самосущих единичных вещей, считал философ Чжуан-цзы, чьи взгляды излагаются в одноименном трактате IV-III вв. до н. э. В дао все объединено в нечленимое це­лое. Человеческая жизнь также рассматривается как часть косми­ческого пути природы. Преодоление иллюзии “собственного Я”, слияние с космическим потоком дао дает мудрому бессмертие.

“Доктрина об обретении бессмертия” представляет собой важную часть даосской философии. Рассматривая человека как единое пси­хосоматическое целое, даосы разрабатывали ряд практик, которые могли бы способствовать обретению “одухотворенного” тела. Эти практики были направлены на гармонизацию инь и ян в теле человека и представляли собой медитативные упражнения, дыхательный и гимнастический тренинг, диеты, сексуальную гигиену и алхимию.

При жизни человеку следует придерживаться доктрины “не­деяния “(у-вэй). “Не-деяние” понимается в даосизме не как бездей­ствие, но как отсутствие произвольной целеполагающей активнос­ти. Деятельность человека должна согласовываться с естествен­ной спонтанностью миропорядка.

Даосизм как философская система формируется в I II- II вв. до н. э. К основоположникам даосской философии относят Ле­ пры (III в. до н. э.) и Лю Аня (И в. до н. э.), соединивших идеи Лао-цзы, Чжуан-цзы и школы инь-ян.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)