Экзистенциалистское философствование как философствование метафизическое

Движимый стремлением спасти “идею человека” (Камю), экзис­тенциализм реализовал радикально антиредукционистский про­ект исследования человеческого существования. Отказавшись от каузального подхода при описании “человеческой реальности”, экзистенциализм оказался в центре самых громких дискуссий и бур­ных споров философии XX в. Одним из них является спор с марк­сизмом, психоанализом и структурализмом по вопросу о возможно­стях методологии детерминистского исследования человека, специ­фике философии и философского вопрошания о нем.

Отстаивая в споре философии и науки XX в. идею специфичнос­ти экзистенции, не познаваемости ее традиционными методами объективного познания, не редуцируемости человека к любым фор­мам его обусловливания, к причинам и структурам, экзистенциализм ставит во главу угла в этом споре утверждение необходимости допу­щения в картине мира автономной точки (зазора свободы) как спо­собности индивида начинать, развязывать в мире новый ряд явле­ний и событий, разрушать существующие структуры и создавать новые.

На этом пути экзистенциализм разрабатывает иной, по сравне­нию с научным, тип рациональности. Его новаторский характер связан с введением экзистенциального измерения в происходящее в мире и с миром. Его основное назначение состоит в том, чтобы в пространстве современной философской мысли сохранить, заново определить и утвердить специфику человеческого существования и специфически философский способ его рассмотрения.

Объективи­рующим исследовательским стратегиям XX в. с их отказом от поня­тий сознание, субъект, авторство человека, с их принципом струк­турного детерминизма, делающим излишней отсылку к индивиду­альной свободе (сознанию) как человеческой способности “желать” (“не желать”) при объяснении существования и функционирова­ния тотальностей и структур социально-исторического и культур­ного пространства, экзистенциализм противопоставил наработки ряда плодотворных философских принципов и техник ресубъективирующей методологии гуманитарного познания.

Плодотворность и несомненная ценность этих наработок для со­временной гуманитаристики связана, прежде всего, с тем, что экзи­стенциалистское вопрошание есть вопрошание сущностное (“Что есть…?), то есть вопрошание метафизическое (отвергая “остановку в текущей области сущего”, мы должны вопрошать “поверх текуще­го и упорядоченного в повседневности порядка”, – писал Хайдеггep, – мы должны вопрошать “о вне-упорядоченном”). Это дела­ет работу данного типа философской рефлексии важнейшим способом самосознания различных форм человеческого опыта, в том числе и опыта познания.

Осуществляя свои исследования на самых разных материалах, экзистенциалисты предложили оригинальные и масштабные вари­анты онтологии и антропологии, концепции истории и методологии ее познания, они оставили большое количество социально-полити­ческих работ и исследований в области истории философии, литера­туры, искусства, языка, психологии, психиатрии и др. Философские и методологические достижения экзистенциализма не ушли в про­шлое вместе с “модой на экзистенциализм”. Будущая философия, в согласии и (или) спорах с экзистенциалистскими построениями, уже не сможет двигаться, не учитывая пространство, контуры которого и основные пунктиры движения метафизического вопрошайя в кото­ром намечены и проработаны экзистенциализмом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)