Философия истории

Гегель считал свою диалектическую логику универсальным принципом развития, действующим во всех без исключения обла­стях бытия, как духа, так и природы. Однако особое значение он отводил реализации этого принципа в сфере истории, поскольку именно здесь его применение стало основанием для наиболее ра­дикального пересмотра традиционных установок, касающихся одновременно и собственно истории, и самой логики.

Начиная с самых древнейших времен, история всегда считалась ареной реа­лизации воли, будь то божественная воля Творца или капризное своеволие властителей и героев. Гегель впервые говорит об исто­рии как о закономерном процессе, осуществляющемся в строгом соответствии с универсальной логикой саморазвития Абсолют­ной идеи. В результате воля как движущая сила истории полнос­тью вытесняется и заменяется разумом, власть которого, таким образом, становится поистине всеобъемлющей.

Саморазвитие духа есть постижение им собственного внутрен­него содержания, которое, опредмечиваясь, выносится вовне и благодаря этому становится доступным для познания. Дух позна­ет себя в застывших результатах своей собственной деятельности, которые выступают в форме культурных образований: городов и дорог, портов и рынков, храмов и крепостей, но также и религиоз­ных верований, правовых норм, научных теорий и политических организаций, которые в своей совокупности составляют целост­ную систему, определяющую общий характер исторической эпо­хи.

Переход от одной такой эпохи к другой и есть история, но каж­дая из этих эпох есть не что иное как объективация определенного содержания Абсолютной Идеи. Поэтому изучение истории обес­печивает совершенно новую возможность такого познания духа, которое опирается не на домыслы и предположения, а на объек­тивно фиксируемые явления и факты. Гегель требует распростра­нения научного метода на все без исключения области бытия, выд­вигая на роль эмпирического основания исследований в духовной сфере исторические явления и факты, в которых он видит не что иное, как объективацию внутреннего содержания Мирового духа.

В результате происходит тотальная рационализация бытия, а сфера действия научной методологии становится поистине всеобъемлющей, охватывая теперь уже не только природу, но одно­временно и историю, и учение о духе – области, которые никогда ранее не относились к разряду точных, объективных наук.

В противоположность предшественникам Гегель переносит центр тяжести исследования сущности духа из теологии и психологии в ис­торию, и, прежде всего, в исследование идей и институтов, формируемых в процессе организации общественного бытия, считая, однако, что наиболее полно дух выражает себя в государстве.

Государство, как определяет его Гегель, “есть божественная идея в земном вопло­щении, есть реальная действительность моральной идеи”. Каждое исторически существовавшее государственное образование Гегель рассматривает не как произвольное творение человека, созданное им для решения собственных проблем, а как очередную ступень реали­зации некого глобального проекта, по отношению к которому тот или иной тип государственного устройства выступает как необходимый этап последовательной реализации Абсолютной идеи.

Смена форм государственного устройства есть ряд ступеней, вы­ражающих развитие Мирового духа в судьбах стран и народов. Каждая ступень представлена народом – носителем идеи, наиболее полно выражающей определенный этап саморазвития духа. Этот народ становится духовным лидером мирового исторического про­цесса.

Однако лидерство не является вечным и, подобно эстафете, переходит из рук в руки, когда народ, выполнивший свою истори­ческую миссию, уходит в тень, уступая место на авансцене истории новому лидеру. Гегель выделяет четыре основных мировых эпохи (Восточную, Греческую, Римскую, Германскую), каждая из кото­рых сменяет предшествующую с той же неотвратимостью, как в жизни человека детство неотвратимо сменяется отрочеством и зрелостью, а затем старостью и смертью. Итак, каждая конкретно-историческая эпоха рассматривается Гегелем как часть некой глобальной программы саморазвития Абсолютной идеи.

История и есть процесс “самовозвышения духа”, в котором из­менчивость, процессуальность оказывается жестко связанной стро­гой необходимостью. Рассматриваемое в своей целостности бытие всегда остается единым и тождественным самому себе, но поскольку оно проявляет себя не иначе как через последовательный ряд соб­ственных объективаций, каждая такая объективация может выгля­деть иррациональной и алогичной в деталях, в частностях.

Однако, рассматривая эти частности в контексте все более широких задач, мы непременно увидим, что все они вписываются в единый рацио­нальный процесс, в котором каждая такая частность играет заранее предназначенную ей роль, а все вместе они составляют стройный ансамбль, объединенный единством общего замысла. И тогда исто­рия предстанет перед нами как экспликация логического саморазвития идеи, которая через ряд промежуточных этапов подводит нас к постижению некого заранее предначертанного плана.

С высоты полного знания истины Абсолютной идеи мы, наконец, поймем, что все те волнения и страсти, завоевания и лишения, обольщения и разочарования, которые так волновали и беспокоили нас прежде, есть нечто суетное и преходящее и, в конечном итоге, ложное. Ибо, как говорит Гегель, “Бог, который есть истина, познается нами в этой истине, то есть как Абсолютный Дух, лишь постольку, посколь­ку мы вместе с тем признаем неистинным сотворенный им мир, при­знаем неистинными природу и конечный дух”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)