Финансовое право, его место в правовом регулировании финансовых отношений

Финансовое право имеет наиболее длительный период существования в составе правовой системы и использования в управлении финансами государства, что обусловлено историческими особенностями становления и развития финансовой и правовой науки.

В настоящее время роль финансового права в управлении государственными и муниципальными финансами заключается в правовом оформлении деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов государства (муниципальных образований), которые создают финансовую основу управления государством, с учетом целей и задач проводимой финансовой политики.

Таким образом, финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимых для реализации возложенных на них функций и выполнения стоящих перед ними задач.

Предметом финансового права являются финансовые отношения, связанные с функционированием как бюджетов органов государственной власти, органов местного самоуправления, так и государственных внебюджетных фондов, а также отношения, в которых государство и муниципальные образования непосредственного участия не принимают, но которые влекут увеличение имущественной основы налогообложения, препятствуют сокрытию доходов и легализации части доходов, полученных противоправным путем.

В зависимости от субъектов финансового права, к которым относятся органы государственной власти и органы местного самоуправления, специально уполномоченные органы исполнительной власти по управлению государственными и муниципальными финансами, юридические лица (организации) и физические лица (домохозяйства), отношения, регулируемые его нормами, можно разделить на следующие группы:

  • между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением при разграничении доходных и расходных полномочий, налоговых полномочий, а также в ходе организации межбюджетных отношений;
  • между финансовыми, налоговыми органами и юридическими лицами по поводу формирования доходов бюджетов, в том числе бюджетов государственных внебюджетных фондов, предоставления бюджетных средств казенным учреждениям, бюджетным учреждениям и государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), социальное обеспечение населения, а также иным юридическим лицам в законодательно установленной форме (бюджетные ассигнования, бюджетные инвестиции, субсидии);
  • между государственными или муниципальными финансовыми органами в ходе реализации бюджетного процесса на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • между государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, государственными (муниципальными) учреждениями и их учредителями — органами государственной власти и местного самоуправления при формировании уставного фонда, распределении полученного дохода, распределении ответственности по обязательствам унитарного предприятия между его учредителем и самим унитарным предприятием и др.;
  • между государственными внебюджетными фондами и юридическими и физическими лицами в связи с уплатой страховых взносов и получением страховых выплат в форме пенсий и пособий, привлечением дополнительных источников инвестиций, размещением финансовых ресурсов и получением доходов от этого размещения;
  • между финансовыми, налоговыми органами и физическими лицами по поводу формирования доходной части бюджетов, в том числе бюджетов государственных внебюджетных фондов, за счет обязательных налоговых и неналоговых платежей и предоставления бюджетных средств организациям в форме социальных трансфертов и социальных страховых выплат из бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В целях управления государственными и муниципальными финансами, регулирования финансово-хозяйственной деятельности организаций и доходов населения органы государственной власти и органы местного самоуправления используют нормативные правовые акты, которые представляют собой результат правотворчества органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию, и содержат соответствующие правовые нормы по рассматриваемому вопросу.

Используемые в ходе управления финансами нормативные правовые акты весьма многообразны и классифицируются по различным признакам. По юридической силе эти акты подразделяются на законы и подзаконные акты; по уровню власти — на правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления; по степени регулирования сфер и звеньев финансовой системы — на нормативные правовые акты, которые применяются для управления финансовыми отношениями во всех сферах финансовой системы (Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ), и правовые акты, регулирующие финансовые отношения в отдельной сфере или звене финансовой системы; по масштабам правового регулирования выделяют внутригосударственные и международные нормативные правовые акты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)