Мировой Дух как абсолютный разум

Согласно Гегелю, история состоит в восхождении Мирового Духа к познанию им абсолютной истины собственного бытия. Это восхождение осуществляется как самодвижение мысли, поскольку предметом, на который направлено познание, является идея, по­нятие, то есть сама мысль. В процессе познания, говорит Гегель, “то, что сперва казалось нам предметом, низводится сознанием до знания о нем, …это есть новый предмет, вместе с которым выступа­ет и новая форма существования сознания”.

Но в таком случае достижение истинного знания также выступает лишь средством для продуцирования истинной формы сознания, которое, только само будучи истинным, способно созерцать истину, то есть самого себя во всей полноте и абсолютной завершенности. Таким обра­зом, действительной целью и последним пределом развития Ми­рового Духа становится истинное или абсолютное сознание, или, что то же самое, – абсолютный разум.

Саморазвивающийся Дух гегелевской философии проявляет себя в последовательном развертывании логической системы ка­тегорий мышления, которые представляют собой идеальные сущности, выражающие содержательные моменты Абсолютной идеи, и в то же время они – ступени ее диалектического развития. При этом как сама абсолютная идея, так и ее частные определе­ния – категории – обладают безусловным логическим приорите­том.

Они пронизывают все вещи и процессы природного и чело­веческого мира, выступая как их непреложный закон, которому безусловно подчиняется все единичное, в том числе и индивиду­альное мышление отдельного человека. В деятельности челове­ческого мышления проявляется не индивидуальный разум, а все тот же универсальный абстрактно-логический закон саморазви­тия идеи, в то время как “мышление, в качестве чего-то субъек­тивного, лишь наблюдает это развитие идеи,… не привнося, со своей стороны, никакого прибавка”.

К такому мышлению не должны примешиваться никакие личные моменты, поэтому оно предполагает строгую дисциплину ума, состоящую в устранении из него всякой субъективности. “Когда я мыслю, – говорит Ге­гель, – я… углубляюсь в предмет и предоставляю мышлению действовать самостоятельно, и я мыслю плохо, если я прибав­ляю что-нибудь от себя”.

С гегелевской точки зрения, идеальным актом человеческого мышления может считаться лишь мысль, сформулированная от имени некого абсолютного сознания, в которой полностью отсутствовал бы сам человек, ибо его личные мнения, пристрастия и же­лания, “размывают” четкие контуры безупречно-логичных опреде­лений бытия. Поэтому сам Гегель называет свою логическую систе­му “царством теней”, пребывание в котором требует “абсолютного образования и дисциплины сознания”.

Действительно, лишенные всякой субъективности, совершенно безличные определения гегелевской диалектики становятся подобными плоским теням, но зато это безукоризненно точные тени, с резкими границами, строго отде­ляющими один объект от другого. Мир, разделенный на четкие руб­рики “алмазной сетью” категориальных разграничений, превращается в четкий узор из геометрических фигур, канвой для которо­го как раз и служит система диалектических категорий.

В филосо­фии Гегеля категории выступают не просто ступенями исторически развивающегося познания. Они определяют весь логический поря­док универсума. И с этим порядком сообразуется не только все мыс­лимое, но и все реально существующее: “Все действительное разум­но, все разумное действительно!”.

Гегель был одним из немногих философов, быстро создавших мощную школу. Его система, отличаясь стройностью изложения, свя­занностью частей, казалась очень эффективной в дидактическом от­ношении и была принята для преподавания в университетах Герма­нии. Однако вскоре после сравнительно ранней смерти основателя школа разделилась на две ветви: правую – старогегельянскую и ле­вую – младогегельянскую.

Старогегельянцы отстаивали консерва­тивную позицию, опираясь на первую часть гегелевского афоризма: “Все действительное разумно” и полагая, что все существующее оправдано уже самим фактом своего существования. Младогегельянцы, опираясь на вторую часть того же афоризма: “Все разумное дей­ствительно” – призывали к революционному преобразованию мира, полагая, что долг человека всеми силами способствовать реализации замыслов Мирового Духа. Наиболее известными представителями младогегельянской школы были Макс Штирнер (1806-1865) Бру­но Бауэр (1809-1882) и Людвиг Фейербах, к этой школе принадле­жал в ранние годы жизни и Карл Маркс.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)