Организация педагогического сопровождения в работе учителя-тьютора, учителя-фасилитатора, учителя-модератора

В современных условиях развития образования возникают новые задачи становления высоконравственной и социально зрелой личности, в соответствии с которыми востребованным становится педагогическое сопровождение обучающихся в образовательном процессе. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является, сегодня неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения.

Педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий социального взаимодействия, способствующих успешному воспитанию, обучению и развитию ребенка на каждом возрастном этапе.

Сегодня приоритетными задачами образования являются не только формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и развитие у школьников активности, умения самостоятельно приобретать знания и оперировать ими, способности к успешной социализации и адаптации на рынке труда.

Важным становится проектирование своей деятельности, проектирование себя, что исходит из проектности как способа человеческого существования. Образование предполагает, что ученик намечает нечто новое в будущем, думая о реализации своих возможностей, предпочтений и интересов.

В последнее время очевиден рост интереса педагогов к проблеме развития новых функций учителя, к исследованию внутренних механизмов влияния на успешность деятельности учащихся. Всё это влечет расширение педагогической позиции.

Тьютор (от англ. tutor – наставник, репетитор, опекун) в современной педагогике – это учитель-консультант и координатор. Его цель – создать образовательную среду, которая позволит ученику максимально самостоятельно получать знания и навыки, обучаясь в удобном для него режиме, в том числе в рамках урока.

При этом тьютор помогает эффективно использовать учебные материалы, Интернет, практический опыт других учащихся. Таким образом, система знаний выстраивается через активность детей, их деятельность, практику.

Координирующая работа тьютора направлена на помощь в постановке проблемы, определении целей и задач деятельности, планировании действий по реализации, анализе результатов работы.

Тьютор консультирует и поддерживает учеников в процессе их самостоятельной деятельности. При этом он создает благоприятную творческую атмосферу, где недопустима критика идей и высказываний учащихся, навязывание собственной точки зрения или исследовательской стратегии.

Тьютор умеет слушать и выделять существенные моменты в любом высказывании ученика. Учитель направляет ребенка с помощью обзорной информации, наводящих вопросов, совета, т. к. организаторская роль тьютора превалирует над образовательной.

Интересно
Координируемая тьютором учебная деятельность школьников помогает формировать у них следующие качества: инициативность, доброжелательность, открытость, наблюдательность, творческую и интеллектуальную активность, способность к нестандартным решениям, гибкость и критичность мышления, бережное и внимательное отношение к опыту старших, оптимизм, толерантность.

Основная задача учителя, владеющего тьюторской технологией, заключается в том, чтобы создать такие условия, где учитель-тьютор своими действиями способствует инициативе школьника в выборе способов деятельности, их перестройке в новой личностной ситуации, замене или отказе от действий.

Школьник сам строит своё деятельностное пространство, создает необходимые связи, а учитель-тьютор содействует ему в этом, облегчает решение сложных проблем, являясь консультантом, советчиком, участником проекта, носителем культурной нормы и определенных ценностей.

В результате учитель осуществляет сопровождение: работает с ним над проблемами уточнения и осознания познавательного интереса, рефлексирует вместе с учащимся способы деятельности, обсуждает выявленную тему и проблематику, курирует этап подготовки и реализации (презентация, проекты и т. п.).


Тьюторское сопровождение образования школьников выступает как технология, ориентированная на обеспечение условий выявления, реализации и осознания индивидуальных возможностей учащихся. При этом миссия учителя-тьютора состоит не только в оказании помощи школьнику в совершении выбора, но и в предупреждении ограничения свободы этого выбора.

Деятельность учителя-тьютора имеет отличные от учительской деятельности ориентиры и основания, включающие:

  • поощрение учеников к использованию внешкольных предметных знаний и умений; возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности;
  • установление контакта с учеником, общение;
  • опора на выбор школьника;
  • наличие коммуникации и позитивного отношения участников друг к другу в ситуации совместной деятельности;
  • ориентацию на открытость образовательного пространства образовательной деятельности ученика, возможность его изменения, достраивания, переструктурирования (уменьшения или увеличения). Его позиция – «рядом с учеником». Стиль общения педагога с ребенком – сотрудничество.

Фасилитация (от англ. facilitate – помогать) – это форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности либо повышенной важности. Фасилитатор, в отличие от традиционно понимаемого учителя, не является экспертом и не обучает участников, а предоставляет им специальные технологии групповой работы для создания необходимого продукта.

Фасилитатор помогает группе, сопровождая поиск решения. Целью работы фасилитационной группы может быть решение любой образовательной проблемы, разработка стратегии деятельности коллектива и др. Фасилитатор направляет работу участников, модерирует результаты и следит за выполнением участниками заданных технологией правил.

Интересно
Главная задача фасилитатора – донести до школьника мысль о том, что основной результат обучения в школе – способность к интенсивному и грамотному поиску знаний. Личностные изменения, а не статическое знание, являются единственным, что имеет смысл при выборе цели образования в современном мире. Значимое учение определяется особенностями отношений, которые устанавливаются между фасилитатором и учащимся.

В науке выделяют фасилитацию социальную и педагогическую. Под первой понимают повышение скорости или продуктивности деятельности личности вследствие актуализации в её сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за её действиями. Под второй – усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов педагогического процесса за счет особого стиля общения и личности педагога.

Объединяет эти оба вида то обстоятельство, что фасилитация способствует повышению продуктивности любой, в том числе и педагогической, деятельности. Различие же между ними заключается в том, что в социальной сфере это происходит посредством наблюдения за действиями субъекта, а в педагогической – за счет особого стиля общения педагога с обучающимися и влияния на них его личности. Значит, главной функцией учителя-фасилитатора является облегчение и одновременно стимулирование процесса учения, т. е. умение создавать в классе соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку, атмосферу психологической поддержки.

Обучение строится следующим образом: учитель помогает сформулировать цели и задачи, стоящие перед группой учеников или перед каждым учащимся в отдельности, а далее создает свободную и непринужденную атмосферу, которая будет стимулировать учеников к решению проблем.

При этом учителю важно:

  • быть самим собой, открыто выражать свои мысли и чувства;
  • демонстрировать детям полное к ним доверие и уверенность в их возможностях и способностях;
  • проявлять эмпатию, т. е. понимание чувств и переживаний каждого школьника.

Согласно исследованиям при фасилитирующем стиле обучения ученики реже пропускают школу в течение учебного года, имеют более позитивную самооценку, достигают большего прогресса в обучении, у них меньше проблем с дисциплиной, меньше актов вандализма в отношении школьной собственности, для них характерен более высокий уровень мышления и творческой активности.

Модерирование – процесс осуществления контроля за поведением аудитории какого-либо сетевого ресурса, созданного для интерактивного общения.

Это имеет прямое отношение к организации взаимодействия в образовательном процессе. Учитель-модератор в курсе всех происходящих в классном коллективе событий. А будучи в курсе событий, зная психологические особенности учащихся, их образовательные возможности, модератор может помочь каждому нуждающемуся школьнику советом или ответом на его вопрос, может организовать острую дискуссию в классе и в то же время одной фразой остановить ярых спорщиков, пока те не перешли на конфликт.

Учитель-модератор – это ещё и психолог, который способен быстро сориентироваться в ситуации и найти выход из каких-либо сложных педагогических ситуаций, при необходимости обращаясь к членам коллектива через личные сообщения, находя к каждому свой подход.

В педагогической практике отмечено, что результатом грамотной деятельности учителя-модератора является отсутствие на любых формах интерактивного общения (круглый стол, дискуссия, обсуждение злободневных проблем и др.) конфликтных или из ряда вон выходящих ситуаций.

А это и есть важный критерий оценки работы учителя-модератора, его модерирования. На таких формах интерактивного общения осуществляется интеграция в деятельности учителя-модератора и учащихся, участников интерактивного общения.

Школьникам комфортно общаться на таких «форумах», они знают, что у них есть учитель-модератор, который сразу придет на помощь. А модератору, в свою очередь, комфортно с учащимися, которые готовы действовать в предложенном режиме общения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)