Понятие, цели, задачи и принципы финансового контроля
Контроль является одной из основных функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, и представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия деятельности управляемого объекта принятым управленческим решениям.
Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют следующие виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и другие виды контроля.
Финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как результативность деятельности органов власти и управления, субъектов хозяйствования во многом зависит от создания эффективной системы управления, в том числе и контроля.
Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами по проверке деятельности всех субъектов финансовых отношений в процессе формирования и использования финансовых ресурсов с целью своевременного получения полной и достоверной информации о реализации принятых управленческих решений. Содержание финансового контроля раскрывается прежде всего через его цель, задачи и принципы.
Цель финансового контроля заключается в своевременном получении полной и достоверной информации о ходе реализации управленческих решений и выявлении отклонений и нарушений в процессе управления финансами для принятия адекватных управленческих решений на макро- и микроуровне.
Цель финансового контроля реализуется путем решения определенных задач. Основными задачами финансового контроля являются:
- обеспечение устойчивости финансовой системы и соблюдения финансовых интересов всех субъектов финансовой системы;
- создание условий для роста финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, а также законного, целесообразного и эффективного их использования;
- обеспечение результативности финансовой политики государства;
- выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- обеспечение прозрачности (транспарентности) финансовых потоков, в первую очередь в бюджетной сфере;
- усиление ответственности всех субъектов финансовых отношений за соблюдение установленных норм права в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов;
- предупреждение и пресечение правонарушений в финансовой сфере;
- формирование антикоррупционной среды и обеспечение финансовой безопасности.
Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных основополагающих правил или принципов. Основополагающие принципы финансового контроля, которые были положены в основу построения системы прежде всего государственного финансового контроля в Российской Федерации, были приняты IX Конгрессом Международной организацией высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Перу) и нашли свое отражение в Лимской Декларации руководящих принципов контроля.
Международная организация ИНТОСАИ основана в 1953 г., объединяет национальные высшие органы финансового контроля. Счетная палата России является членом ИНТОСАИ с 1995 г. Этические требования, предъявляемые к высшим контрольным органам и их сотрудникам, изложены в Этическом кодексе ИНТОСАИ для аудиторов в государственном секторе.
К основным принципам финансового контроля относятся следующие принципы: законность, независимость, объективность, гласность, ответственность, разграничение функций и полномочий, системность.
Принцип законности предусматривает:
- наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами;
- осуществление субъектами контроля своих функций в строгом соответствии с установленными нормами права;
- обязательное выполнение решений, принятых органами контроля по его результатам.
Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством и обеспечивается процедурами избрания (назначения) и освобождения от должности должностных лиц контрольных органов, их юридической защищенностью и уровнем материального обеспечения.
Принцип объективности предполагает отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля); обоснованность выводов, сделанных по результатам контрольных мероприятий (выводы должны быть подтверждены документально на основании качественной информации).
Принцип гласности предполагает:
- соблюдение установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны;
- использование материалов (документов) в строгом соответствии с установленными требованиями в части ограничения доступа к информации.
Кроме того, принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля, т.е. опубликование или передачу в установленном законом порядке информации о деятельности органа финансового контроля средствам массовой информации.
Принцип ответственности предполагает:
- добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям,
- соблюдение установленных процедур и принятых стандартов контроля,
- понимание своей ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязанностей и др.
Принцип разграничения функций и полномочий предполагает отсутствие дублирования в деятельности органов финансового контроля.
Принцип системности означает:
- единство правовой базы,
- установление периодичности в проведении тех или иных контрольных мероприятий,
- четкое разграничение функций органов финансового контроля,
- определение направлений их взаимодействия.
Финансовый контроль можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих единство (целостность) в процессе достижения целей контроля, т.е. как систему. В системе финансового контроля выделяют основные и вспомогательные элементы (рис. 9.5).
В качестве основных элементов системы финансового контроля выступают:
- теоретическая база; субъекты контроля;
- нормативная база и методическое обеспечение;
- информационное обеспечение, система коммуникаций.
К вспомогательным элементам финансового контроля (инфраструктуре) относят такие элементы, как финансовое, материально-техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п.
Теоретическая база включает в себя: определение понятий; цели, задачи и принципы контроля; существующие подходы к классификации форм и методов контроля и др.
В качестве субъектов финансового контроля выступают:
- специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в органах государственной власти и местного самоуправления, субъектах хозяйствования;
- негосударственные специализированные организации), осуществляющие свою деятельность в соответствии с установленными нормами права.
Информационное обеспечение включает в себя: статистическую, планово-экономическую, учетную, отчетную, справочную информацию; системы баз данных; унифицированные и специальные системы документооборота. Большое значение для осуществления финансового контроля приобретает «качество информации», т.е. ее достоверность, своевременность, полнота и необходимость. Основным источником информации для осуществления финансового контроля являются данные бухгалтерского учета и отчетности.
Нормативная база и методическое обеспечение — это система нормативных правовых актов, стандарты, методики, контрольные процедуры.
Нормативная база и методическое обеспечение финансового контроля включают в себя:
- нормативные правовые акты, включающие законы и подзаконные акты, в том числе указы, распоряжения, постановления, принимаемые во исполнение законов;
- стандарты (нормативные технические документы, утверждаемые компетентным органом и устанавливающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации);
- кодексы профессиональной этики;
- методические документы (содержат конкретные вопросы организации финансового контроля, разъясняют конкретные способы и приемы практического осуществления тех или иных процедур контроля).
Система коммуникаций — это обмен информацией с учетом установленных правил ранжирования к ее доступу; процедуры взаимодействия между органами; механизм взаимодействия с правоохранительными органами, гражданами, государственными и негосударственными организациями.
В процессе контроля субъекты контроля (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в органах государственной власти и местного самоуправления, субъекты хозяйствования; негосударственные специализированные организации) осуществляют определенные действия или операции.
Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций образует процедуры контроля. Последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами (способами) осуществления контрольных действий и операций образуют механизм финансового контроля.
Как правило, процесс финансового контроля включает в себя следующие основные этапы: планирование, проведение контроля, систематизацию результатов и составление отчетности, реализацию результатов. Планирование контроля предполагает определение объекта, целей, задач, форм и методов контроля. По завершении этапа планирования составляется план и программа проведения контрольного мероприятия.
Проведение контроля позволяет получить оперативную информацию о состоянии объекта контроля. В ходе контроля осуществляется сопоставление результатов текущей деятельности объекта контроля с принятыми плановыми показателями. Реализация результатов контроля предусматривает своевременное доведение результатов контроля до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. При нарушении установленных норм права возникают такие виды ответственности, как административная, уголовная и гражданско-правовая. Кроме того, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.
- Потенциал развития финансовых услуг на рынке международного факторинга
- Рентабельность факторинговых операций банка
- Расчет себестоимости факторинговых услуг
- Технологические аспекты факторинговых услуг в кредитной организации
- Правовое регулирование факторинговых операций в коммерческих банках
- Система управления рисками при осуществлении факторинговых операций
- Риски в факторинговой деятельности
- Организация факторингового бизнеса
- Основные этапы развития факторинга
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу