Принципы регулирования молодёжного досуга
Для части молодежи досуг выступает замещающим другие сферы жизнедеятельности пространством, выполняя таким образом функцию, названную компенсаторной функцией, которая раскрывает возможности самоутверждения в досуговом пространстве взамен других сфер жизнедеятельности.
Это связано с тем, что формирующиеся в сегодняшних социокультурных условиях современной молодежью цели досугового времяпрепровождения не удовлетворяются существующими в практике средствами их достижения – видами досуга.
В результате одни виды досуговой деятельности молодежи перестают быть популярными и распространенными, другие претерпевают существенные изменения, наполняются новым содержанием. Кроме того, возникают абсолютно новые, не имевшие ранее места в практике проведения молодежью досуга виды, появление которых обусловлено особенностями информационного века.
Процессы формирования культуры досуга молодежи рассматриваются в аспекте регулирования (а не управления) всего свободного времени. Это связано с тем, что досуг – часть свободного времени, поэтому регулирование досуга подразумевает воздействие на пространство всего свободного времени.
Кроме того, поскольку досуг, как и свободное время в целом, не автономная сфера жизнедеятельности, то регулирование досуга может осуществляться опосредовано, путем переориентирования молодежной активности из досуга в другие жизненные сферы, например, трудовую или общественную деятельность.
Другим важным методом регулирования свободного времени и досуга молодежи выступает контроль над деятельностью субъектов, предоставляющих молодежи услуги культурно-досуговой сферы.
Главная цель такого контроля заключается в обеспечении таких условий досуговой деятельности, которые отвечали бы потребностям самой молодежи и содействовали формированию более высокого уровня культуры ее досуга. Это окажет положительное влияние на социокультурную ситуацию в сфере досуга современной молодежи.
Регулирование свободного времени и досуга молодежи должно строиться на принципах свободы, интереса и толерантности. Свобода рассматривается как противоположность принуждению, строгой регламентации поведения, предписанию, чем надо заниматься.
Принцип интереса призван создавать в пространстве досуга условия для самоорганизации молодежи, содействовать проявлению ее инициативности – формированию в сфере досуга активной позиции, обеспечить учет реальных потребностей молодежи в организации и проведении ее досуга.
Под принципом толерантности понимается желание и способность субъектов, осуществляющих регулирование досуга молодежи, понимать и принимать возникающие у молодого поколения досуговые интересы и потребности.
При этом отмечено, что толерантность не должна касаться таких видов досугового времяпрепровождения, которые принято считать девиантным поведением (например, употребление алкогольных напитков и наркотиков, хулиганство и пр.).
Принципы, отражающие педагогическую сущность досуга и способствующие успешности процессов социально значимого самоутверждения и творческого самовыражения молодёжи:
- принцип субъект-субъектного взаимодействия участников и организаторов культурно-досуговой деятельности, ориентирующий на диалогизацию их отношений, сотрудничество и сотворчество в постановке целей деятельности, выборе форм и средств реализации поставленных задач, преодолении трудностей и удовлетворении от полученного результата;
- принцип развития инициативы и самодеятельности подростков, обеспечивающий реализацию процесса их самоутверждения и самовыражения в культурно-досуговой деятельности;
- принцип целостности педагогического сопровождения процессов самоутверждения и самовыражения личности подростка, предопределяющий единство всех уровней его реализации, их взаимодействия и учета специфики каждого уровня;
- принцип дифференцированного подхода, учитывающий половозрастные особенности самоутверждения и самовыражения подростков, ориентирующий на отношение к личности участника культурнодосуговой деятельности как самоценности, обладающей неповторимым своеобразием склонностей и задатков, способной к реализации в жизни заложенного творческого потенциала;
• принцип комплексного использования функций культурно-досуговой деятельности в процессе самоутверждения и самовыражения личности подростка.
- Сущность и содержание понятия игра
- Историография проблемы свободного
- Сущность и содержание понятия досуговой деятельности
- Дифференцированный подход к лицам с ограниченными возможностями здоровья
- Общие и специфические методы социокультурной деятельности
- Информационно-методическое обеспечение социокультурной деятельности
- Краткая характеристика форм социокультурной деятельности
- Феномен свободного времени и временного пространства культурно-досуговой деятельности
- Средства социокультурной деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу