Проблема генезиса сознания

Вопросы о том, как и благодаря чему возникает сознание, явля­ются одними из ключевых для современного философского и на­учного познания. В той или иной форме они пересекаются с про­блемой антропогенеза, однако представляют собой самостоятель­ную тему исследования. Обусловлено это тем, что фактически оформление сущностных характеристик сознания выступает сво­еобразным итогом антропогенеза, так как оно присуще только че­ловеку разумному. Однако, если биологический облик homo sapiens с момента его появления не претерпел значительных изменений, то этого не скажешь о сознании.

Самосознание и абстрактное мышление возникают на более поздних этапах развития культу­ры. Одновременно, принципиальная уникальность сознания об­рекает исследователей на поиск тех возможных его природных оснований, эволюция которых могла бы стать предпосылкой че­ловеческой мысли. Следует оговорить, что данная проблема полу­чила свое преимущественное развитие в рамках функциональной стратегии, наиболее последовательно ориентированной на науку.

В современной культуре сознание является объектом при­стального интереса самых различных научных дисциплин, начи­ная от физиологии высшей нервной деятельности, психологии и заканчивая социологией, кибернетикой. Разнообразие научных версий сознания свидетельствует о несомненной сложности и ком­плексности этого феномена, развитие и функционирование кото­рого обусловлено воздействием множества факторов как природ­ного, так и социального порядка.

Одновременно реальный опыт сознания характеризуется уникальной целостностью, обеспечиваемой преимущественно интегративной природой “Я”, самосоз­нания. Тем самым сознание можно интерпретировать как слож­ную многоуровневую систему, включающую в себя природно-психические, индивидуально-личностные и социокультурные проек­ции. Соответственно проблема генезиса сознания может быть рас­смотрена на нескольких уровнях: в контексте общеприродной эво­люции, в связи с происхождением культуры и общества и в аспекте онтогенеза ( индивидуального развития человека).

Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровне живой и неживой материи. Возникновение сознания было бы чудом без той эволюции различных форм отражения в живой природе, которая является его предысторией. В процессе развития филосо­фии и науки было доказано, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения. Это положение поставило перед наукой фундаментальные вопро­сы о характере отражения как атрибута материи, о сознании как высшей форме отражения, связанного с деятельностью головного мозга человека.

Отражение характеризует способность материальных объек­тов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизво­дить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздей­ствующих на них явлений. Тип, содержание и форма отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимо­действия с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимо­действия отражение не существует. Результат процесса отраже­ния проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях.

Основные вехи в развитии материи и эволюции свойств отра­жения следующие:

  • отражение в неживой природе;
  • отражение в живой природе;
  • социальное отражение.

Неживая природа обладает элементарными формами отраже­ния. Отражение в неживой природе на уровне механических и физических систем проявляет слабую активность. Вопрос о пере­ходе от неживой к живой материи недостаточно изучен. На деле остается еще исследовать и исследовать, каким образом связыва­ется материя, которая якобы не ощущает вовсе, с материей, состо­ящей из тех же атомов и элементарных частиц и в то же время обладающей ясно выраженной способностью отражения.

На современном этапе в этом плане особого внимания заслу­живают данные молекулярной биологии. В молекулах ДНК и РНК зафиксирована и воспроизводится вся необходимая информация, программирующая индивидуальное развитие и преем­ственность в цепи поколений живых систем.

Генетическая инфор­мация – это уникальная, специфическая форма отражения предшествующей истории, развития живых объектов в молекулах ДНК. На уровне живой природы можно выделить следующие этапы отражения:

Раздражимость – ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Эта форма отражения присуща некоторым видам растений и одноклеточным живым организмам. Специфи­ка этой формы отражения состоит в том, что: организм реагирует на биологически важные (биотические) факторы; организм реа­гирует как целое, поскольку нет дифференцированных органов, частей организма; изменения происходят без временного разры­ва, так как сохраняющие реакции запускаются сразу.

Следующий тип отражения – чувствительность – способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства предметов, воздействующих на него. У низших животных органы чувств не дифференцированы. В дальнейшем появляются особые органы чувств, которые образуют центральные нервные узлы у беспозвоночных и центральную нервную систему у позвоночных. Высшей формой биологического отражения является психика.

Ее формирование было связано с появлением особого, более мощ­ного, чем на предыдущих уровнях, взаимодействия организма и среды, связанного с ориентировочно-поисковым поведением жи­вотных. Характерной для этой формы отражения становится ре­акция не только на биотические факторы, но и на абиотические, которые, не являясь сами по себе значимыми в аспекте выжива­ния, выступают как сигналы, предупреждающие об опасной или благоприятной ситуации.

Психика основана на видовых, генети­чески закрепленных программах жизнедеятельности (инстинк­тах) и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде (со­вокупности условных и безусловных рефлексов). Комплекс услов­ных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти, позволя­ет высокоорганизованным животным достаточно эффективно справляться с рядом сложных ситуаций, что дает возможность на сегодняшний день говорить о наличии у них навыков “практичес­кого интеллекта” и ассоциативного мышления.

Сознание человека качественно отличается от психики живот­ных. Основными отличительными признаками здесь являются:

  • абстрактно-логическое мышление, связанное с умением вос­производить сущностные характеристики и связи действительно­сти, не данные непосредственно в восприятии;
  • целеполагание как способность идеально конструировать жела­емый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески пре­образовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;
  • самосознание, определяющее возможность выделения себя из внешней среды;
  • язык как вторая сигнальная система, заставляющая нас ори­ентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым коррелятам.

Формирование этих особенностей сознания стало возможным благодаря социо- и кулыпурогенезу, где и абстрактное мышление, и язык, и идея “Я” выступают как исторические образования. У исто­ков сознания стояла практика, где первичный акт мышления фак­тически выступает как ‘внутреннее действие”, осуществляемое не с реальными объектами, а с их идеальными проекциями.

Для осуще­ствления простейших логических операций требовались много­кратные действия с конкретными предметами, что обусловило в конечном итоге их кристаллизацию в устойчивые интеллектуаль­ные схемы. Тем самым специфика доязыковой стадии в эволюции сознания связана с ее наглядно-действенным характером. Хроно­логически она фактически совпадает с периодом антропогенеза, начавшегося около 5 млн лет назад и завершившегося 50-40 тыс. лет назад. Это время значимо для нас тем, что здесь закладывалась структура нашего мышления, существующая сегодня в виде “архетипов коллективного бессознательного” (К.Г. Юнг).

Известные архаические культуры иллюстрируют следующую качественную стадию развития сознания, связанную с конкрет­но-символическим восприятием мира и репрезентированную в мо­делях мифологического мировоззрения. К характеристикам этого этапа относится, с одной стороны, возникновение языка; с другой стороны, отражение мира в образно-символической форме.

Пока­зательно, что если на формирование логических структур несом­ненное влияние оказал труд как фактор антропогенеза, то проис­хождение языка преимущественно связано с игрой. Согласно од­ной из современных концепций, язык возник благодаря подража­нию природным звукам и сигналам, что было необходимо для обеспечения охоты. Знаки языка при этом начинают фигуриро­вать как условные заместители реальных объектов, и со временем язык становится универсальным посредником между человеком и миром. Особая произвольность и органичность языковых правил, “маскирующая” миссия слов заставляют многих исследователей рассматривать именно игру как причину и стихию языка.

Переход “от мифа к логосу” осуществляется в VIII-V вв. до н.э. и на уровне культурогенеза связан с появлением философии как раци­онально-теоретического знания, конкретизирующего логико-поняшийное мышление. В отличие от контекстуальной конкретности, сим­волизма и синкретичности мифологических образов, в понятиях фик­сируются наиболее общие сущностные характеристики действитель­ности, не зависящие от вариабельности ситуаций, но в равной мере подходящие для всей группы описываемых явлений.

Синкретичная целостность мифологических образов, объединявших в себе природные, человеческие и божественные качества, дифференцируется по соответствующим типам, где, к примеру, огонь – это уже конкретный природный элемент, но не взбалмошный бог-громовержец. Одновре­менно система понятий выстраивается в соответствии с логически детерминированными связями, силою рационального закона исклю­чая архаическую повсеместность чуда и случайности.

Показательно, что онтогенез сознания в своих основных харак­теристиках воспроизводит его филогенез. Так, один из наиболее авторитетных классиков “генетической психологии” Ж. Пиаже выделяет такие стадии развития интеллекта, как сенсомоторную, связанную с осуществлением непосредственных действий с объек­тами, дооперационную, где выполняются уже символические дей­ствия, и операционную, предполагающую уже возможность слож­ных комбинаций “внутренних действий” первоначально с конк­ретными символами, затем с понятиями.

Переход от действия к слову-символу, а затем к комбинаторике понятий, судя по всему, в единой генетической последовательности воспроизводится как на уровне индивидуального развития, так и в истории человечества. Вместе с тем формирование сознания у ре­бенка происходит в процессе социализации, через ассимиляцию уже существующих в культуре знаний и языковых программ, чего явно были лишены наши давние предки. Так же, как и проблема антропогенеза, вопросы происхождения языка и мышления на се­годняшний день не имеют однозначного ответа в современной фи­лософии и науке, предлагающих спектр самых разных интерпрета­ций этой темы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)