Проектирование саморазвития педагога
Проблема формирования творческой личности всегда была одной из актуальных проблем педагогической науки. Современное общество выдвигает перед образованием новые цели.
Благодаря саморазвитию, личность реализует свои способности, самосовершенствуется, в результате чего становится инициатором саморазвития сообщества, в котором находится, тем самым внося свой вклад в культурно-историческое развитие общества.
Поэтому значение саморазвития личности педагога в решении современных социально-экономических задач нашего общества выступает на первый план. И перед педагогами стоит задача формирования и постоянного совершенствования своих способностей к учению и самостоятельной работе в условиях динамичного развития культуры.
В педагогической науке и практике установлено, что саморазвитие – это особый вид творческой деятельности субъект – субъектной ориентации, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, самоуправление, творческое самоопределение, творческая самореализация и самосовершенствование личности (В.И. Андреев), при этом саморазвитие происходит при активном самовлиянии личности на себя и взаимодействии с самим собой.
Отметим, что понятие «саморазвитие» близко к понятию «самовоспитание». Е.А. Климов считает, что «самовоспитание – это сознательная, продолжительная, систематическая работа над самим собой в целях формирования, укрепления ценных личностных качеств».
В этой связи можно считать, что самовоспитание – это один из компонентов саморазвития. Самовоспитание представляет собой средство, обеспечи-вающее основу творческого саморазвития личности, ее приобщения к общечеловеческому опыту профессионально-педагогической культуры.
Говоря о механизме творческого саморазвития личности педагога, следует заметить, что если даже каждый педагог и имеет потенциальные творческие способности, его творческое саморазвитие может плодотворно происходить лишь тогда, когда он способен преодолевать трудности, возникающие на пути профессионально-педагогической деятельности и в социальной среде.
В педагогической литературе выделяют следующие характерные черты творческого саморазвития:
- Последовательность и непрерывность: процесс творческого саморазвития можно представить в виде спирали, каждый виток которой, устремляясь вверх, сначала представляет линию трудностей, преодоление которых позволяет закрепить достигнутое и перейти к новому восхождению по витку спирали – новообразованиям в творческом саморазвитии.
- Как показал анализ и обобщение психолого-педагогической литературы (Е.А. Климов, Т.И. Артемьева и др.), высокого уровня творческого саморазвития педагог достигает при наличии сформированного индивидуального стиля деятельности. «Какими бы выдающимися творческими способностями он ни обладал, учитель имеет свои неповторимые индивидуальные особенности» (В.И. Андреев).
- Творческое саморазвитие педагога всегда сопровождается свободным выбором, который проявляется в выборе и форм деятельности, и средств деятельности, и средств общения, и т.п.
Анализ массовой практики со всей очевидностью подтверждает, что творческое саморазвитие включает разностороннее развитие психических процессов в профессионально-педагогической деятельности, охватывает при этом волю, чувства, интересы. Психические процессы могут иметь как позитивный, так и негативный характер в процессе творческого саморазвития педагога.
Среди основных препятствий творческого саморазвития педагога в психолого-педагогической науке выделяют:
- личностные черты характера, индивидуальные особенности мышления, наличие неадекватной самооценки, неуверенность в себе, недостаточное развитие памяти, способностей саморегуляции;
- отсутствие умений входить в новый коллектив и устанавливать контакты, склонностей к творческой деятельности, ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности;
- низкий уровень самоорганизации, развития психологической культуры.
Необходимо отметить, что в содержание творческого саморазвития личности педагога входят и личностные параметры творческой деятельности: стремления к новому, педагогический поиск, свободный творческий выбор методов, приемов, средств деятельности, потребность, интересы, целеустремленность в достижении конечных результатов.
Творческое саморазвитие проявляется в процессе активной творческой деятельности на уровне субъекта творчества – как сложной системы с многомерными компонентами, охватывающими: интеллектуальную, мотивационную, психологическую сферы деятельности.
Анализ психолого-педагогической, философской и науковедческой литературы позволяет выделить системообразующие компоненты творческой деятельности:
- способность критически мыслить;
- легкость генерирования идей, диалектичность и нестандартность мышления;
- способность к переносу знаний, умений и опыта в нестандартные ситуации;
- способность к анализу и самоанализу.
Однако полноценное развитие личности педагога может быть осуществлено только при условии, если он сам стремится к самосовершенствованию. Поэтому представляется необходимым выделение в творческом саморазвитии субъекта его мотивационной сферы.
Творческое саморазвитие невозможно без активной деятельности самого педагога. Мотив достижения выполняет ведущую роль в процессе саморазвития личности. Постановка определенных целей, направленных на саморазвитие, стремление к их реализации, позволяет достичь того значимого результата, который отражает уровень активности субъекта.
Проанализировав сущность саморазвития личности, раскрыв содержательные характеристики этого явления, можно определить структурные компоненты процесса саморазвития педагога:
Регулирующий компонент – включает профессиональные знания, умения саморегуляции, объединяет конкретные средства преобразования педагогической ситуации и индивидуальных возможностей педагога. Развитие данного компонента связано с умением педагога соотносить знания о возможных преобразованиях в педагогической деятельности с требованиями, выбирать средства и способы для достижения поставленной цели, определять условия, при которых поставленная цель может быть достигнута, анализировать причины успеха или неуспеха и закреплять полученный результат в индивидуальном опыте. Регулирующий компонент предполагает развитие самоанализа, самооценки и самосовершенствования личности педагога.
Данный компонент находит свое выражение в умении педагога в процессе взаимодействия с участниками педагогического процесса находить условия для собственного личностного роста и развития.
Необходимость развития данного компонента обусловлена тем, что коммуникативная деятельность предъявляет к личности, ее осуществляющей, свои специфические требования, то есть предполагает у человека наличие особого рода способностей – коммуникативных способностей. Не менее значимо для коммуникативной деятельности стремление личности к самовыражению, раскрытию перед людьми. И в тоже время, кроме этого, личность должна стремиться к обогащению своего собственного развития, что является непременным условием ее эффективного саморазвития.
Основной целью такой программы может являться построение системы действий педагога, которые приводят не только к повышению профессиональных знаний, умений и навыков, но и к высокому уровню его личностного и профессионального роста.
- Организация социального партнерства в сфере образования
- Проектирование социально-культурной деятельности
- Современные формы и методы внеурочной деятельности
- Кооперация педагога с коллегами в различных формах внеурочной деятельности
- Внеурочная деятельность и её субъекты
- Информационно-коммуникативные технологии современного образовательного процесса
- Репродуктивное и продуктивное обучение
- Педагогические технологии
- Организация проектной деятельности учащихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу