Стратегия, ее элементы и уровни

Стратегия – комплексный план достижения миссии и целей организации посредством установления наилучшего соответствия между организацией и ее внешней средой. Хорошо продуманная стратегия
содержит четыре компонента: масштаб, распределение ресурсов, конкурентные преимущества и синергию.

Под масштабом понимается тип и количество рынков, на которых организация собирается конкурировать. Выбор рынков определяет структуру и объем производства. Стратегия включает проект распределения ресурсов организации по различным подразделениям, бизнес-единицам, отделам. Конкурентные преимущества – это уникальные материальные и нематериальные активы, которыми владеет фирма и которые создают ее превосходство над конкурентами. Существенные
конкурентные преимущества обеспечивают корпорации ее внутренние и внешние компетенции. Стержневые компетенции – это способность организации к чему-то уникальному, обеспечивающему лидерские позиции среди конкурентов. Как правило, для их создания требуется значительный
период времени и опыт работы в конкретной отрасли. Например, к внутренним компетенциям можно отнести наличие:

  • НИОКР (ноу-хау, технологии, способность создавать конкурентоспособную продукцию);
  • отработанных и эффективных бизнес-процессов (управление проектами, логистика, сбыт, маркетинг, планирование, мотивация персонала и т.д.);
  • уникальных технологий, недоступных конкурентам;
  • квалифицированного персонала, который нелегко может быть найден на рынке и на подготовку которого требуется значительное время.

К внешним компетенциям относятся:

  • связи с поставщиками и потребителями (агентами, дилерами, дистрибьюторами);
  • возможности лоббирования своих интересов;
  • наличие «раскрученной» торговой марки;
  • способность обеспечивать финансирование в требуемом объеме и по приемлемой стоимости (связи с финансовыми институтами и инвесторами).

Синергия возникает, когда совместная деятельность всех частей организации производит эффект больший, чем сумма их отдельных действий. Синергия подчеркивает, что первые три элемента стратегии не только взаимосвязаны между собой, но и дополняют, усиливают друг друга, приводят к наилучшему эффекту взаимодействия. Нахождение путей получения синергетического эффекта совместной деятельности разных подразделений организации позволяет превратить его в новое
конкурентное преимущество.

Стратегия формулируется на трех уровнях: корпоративном, уровне бизнес-единиц и функциональном.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)