Динамическая организация бытия

Динамическая организация бытия состоит в том, что любое конкретное явление объективно подвержено непрерывным изме­нениям (это в равной мере относится к материальным и духовным сущим). Специфика этой динамики воспроизводится в онтологии прежде всего с помощью категорий движения, развития и покоя.

Историко-философская реконструкция понятия движения. На протяжении всей истории философской мысли разрабатывалось учение о движении. Что такое движение, каковы его источники, формы, направленность? Как передать движение в понятиях? Эти вопросы относятся к разряду важных философских проблем.

На первоначальных этапах развития философской мысли дви­жение понималось как возникновение одного и уничтожение друго­го. Такое понимание движения характерно для первых древнегре­ческих философов (милетская школа, Гераклит, Демокрит, Эпи­ кур), которые рассматривали первоначала вещей – воду, апейрон, воздух, огонь, атомы, как находящиеся в постоянном движении и изменении.

Вода Фалеса – вечное движение, она не имеет определенной, стоячей формы, она везде, где есть жизнь. То же у Анаксиме­на: возникновение множества вещей и возвращение их в единое пер­воначало – воздух. В глубокой древности у мыслителей Китая, Ин­дии, Греции возникла идея об универсальности движения. Особен­но ярко движение представлено у Гераклита через впечатляющий образ реки – “в одну и ту же реку мы входим и не входим”, то есть река равна себе, поэтому мы в нее входим, и в то же время она не равна себе, она все время течет, поэтому входим мы как бы не в нее.

Аристотель считал, что “незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы”. На момент противоречивости движения и трудности передачи в понятиях движения, присущего материаль­ному бытию обратили внимание элеаты (Ксенофан, Парменид, Зе­ нон). В качестве исходного принципа они выдвинули момент ус­тойчивости, абсолютизировали ее и в результате пришли к отрица­нию движения.

Так, Зенон в своих знаменитых апориях (трудноразрешимых проблемах, связанных с противоречием между данны­ми опыта и их мысленным анализом) “Дихотомия”, “Ахилл”, “Стрела” стремится доказать невозможность движения. В противо­речии с чувственным опытом быстроногий Ахиллне сможет дог­нать черепаху, так как пока он пробежит разделяющее их расстоя­ние, она успеет проползти некоторый отрезок пути, и пока он будет пробегать этот отрезок, она еще немного продвинется и т.д.

В последующие периоды, особенно в XVIII в., отчетливо фор­мируется понимание движения как способа существования мате­рии (Толанд, Гольбах). Однако само движение понимается лишь как механическое перемещение и взаимодействие. Такое понима­ние движения было ограниченным, оно не охватывало всего мно­гообразия изменений, свойственных материи. Не являются, на­пример, простым перемещением изменения, происходящие в жи­вом организме, в обществе и т.д.

Глубокие идеи, связанные с пони­манием движения были высказаны Лейбницем, Гегелем. Гегель преодолевает представление о движении как о только механичес­ком перемещении и раскрывает такие свойства движения, как пе­реход количественных изменений в качественные, борьба проти­воположностей и отрицание отрицания.

Категории движения, развития, покоя. Учитывая различные подходы при интерпретации движения, все изменения, присущие бытию мира, обозначаются понятием движения. При этом под дви­жением понимается не только механическое перемещение тел в про­странстве, но и любые изменения состояний предметов и явлений – это и взаимные превращения элементарных частиц, и расширение метагалактики, и изменения в клетках организма, и изменения со­циальных процессов, и изменения духовных феноменов.
Таким образом, движение внутренне присуще бытию, это его атрибут, коренное, неотъемлемое свойство.

Признание неразрыв­ности бытия и движения означает его абсолютность. Движение так же абсолютно, как и бытие. Движение характеризуется черта­ми внутренней противоречивости. Противоречия составляют внутренний источник развития. Противоречивая сущность движения проявляется и в его единстве с покоем. Движение неразрывно связано со своей противополож­ностью – покоем. Понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества, то есть покой относителен, а движение абсолютно.

С точки зрения современной науки, в частности синергетики, показывается, что там, где царит покой, равновесие, однородность, не может быть подлинного развития. По мере того как открытая самоорганизующаяся система будет стремиться к равновесию, ее беспорядок и дезорганизация возрастают.

В равновесных систе­мах случайные отклонения от величин, характеризующих систе­мы, от их среднего значения (флуктуации) ослабляются и подав­ляются, а в неравновесных системах, наоборот, усиливаются и тем самым “расшатывают” прежний порядок и основанную на них структуру. В результате этого возникает неустойчивость и появля­ется особая точка перехода, которую называют точкой бифурка­ции, или разветвления.

Какую из возможных структур в этой точ­ке “выберет” система, зависит от случайных факторов, и заранее этого предсказать нельзя. Появляется новый порядок или динами­ческий режим с соответствующей структурой, который приходит на смену старой неустойчивости. Таким образом, процесс самоор­ганизации происходит в результате взаимодействия случайности и необходимости и всегда связан с переходом от устойчивости к неустойчивости, от покоя к движению, от “порядка к хаосу”.

Можно выделить два основных типа движения:

  • движение при сохранении качества предмета, системы, когда при различ­ных изменениях сохраняется соответствующий набор признаков, позволяющий говорить о предмете или системе как определенном предмете, отличном от других;
  • тип движения, связанный с пре­образованием качества предметов и процессов, с их качественны­ми изменениями или в сторону их усложнения, формированию более сложных систем, или в сторону распада системы на состав­ляющие ее элементы, представляющие собой иные качественные состояния.

Такие процессы, которые связаны с преобразованием качественных состояний предметов, характеризуются как развитие. Итак, развитие – это необратимое, направленное, закономер­ное изменение материальных и идеальных объектов. Такой тип движения – от низшего к высшему, то есть движение по восходя­щей линии, есть прогресс.

Противоположное же ему движение – от высшего к низшему, движение по нисходящей линии есть рег­ресс. Такого рода изменения, связанные с нисходящей линией, могут иногда выступить в качестве условия для дальнейшего развития системы. Так, например, вымирание того или иного вида животных было одним из условий появления более высоко­го вида. Причем развитие может быть как внутри определенного вида материи и ее структурного уровня (например, возникнове­ние новых видов растений и животных в рамках биологической формы материи), так и развитие, связанное с переходом от одно­го уровня материи и другому (например, от элементарных час­тиц к атомам и молекулам, от неживой к живой биологической форме организации).

Современные представления о формах движения. По своим про­явлениям движение многообразно, оно существует в различных формах. По крайней мере имеются три больших группы форм дви­жения материи: в неорганической природе; в живой природе; в об­ществе, социальной жизни. Существуют определенные методоло­гические принципы классификации форм движения, которые мо­гут быть положены в ее основу.

Задача выделения различных форм движения материи решалась первоначально стихийно самим ес­тествознанием в процессе дифференциации различных наук, в которых и исследовались многообразные формы движения мате­рии. Ко второй половине XIX в., когда происходит становление дисциплинарного естествознания, появляется необходимость в философском обобщении результатов исследования отдельных срезов материального мира, отдельных форм движения материи.

Ф. Энгельс в “Диалектике природы” выделяет пять форм движе­ния материи, в соответствии с развитием науки того времени и на основе следующих принципов: соответствия выделенным формам движения определенных материальных носителей, существова­ния генетической связи между этими формами и их специфичнос­тью, несводимости высших форм движения к низшим. В эти пять форм движения материи входили: механическое, физическое, хими­ческое, биологическое, социальное. Материальными носителями этих форм движения материи были соответственно: массы, моле­кулы, атомы, белки, человек и человеческое общество.

С точки зрения современной науки по-новому трактуется про­блема соотношения механического и физического движения. Ме­ханическое движение не рассматривается как основа всех физи­ческих процессов, оно не связано с каким-то отдельно взятым структурным уровнем организации материи, как это представля­лось во второй половине XIX в., когда считалось, что любое физи­ческое движение является результатом механического движения эфира, атомов, молекул. Современная наука рассматривает меха­ническое движение как одну из сторон более сложных форм движе­ния. К тому же различается квантово-механическое движение на уровне элементарных частиц и атомов и макромеханическое движе­ние на уровне макротел.

Наукой XX в. выделены новые формы физического движения, характеризующие процессы микромира, мегамира на уровне галак­тического взаимодействия и расширения Метагалактики. Получены новые данные и относительно биологического движения, материаль­ными носителями которого наряду с белковыми молекулами выде­лены молекулы ДНК и РНК. Было сформулировано учение о био­сфере и ноосфере, углубляющее наши представления о глубинных закономерностях бытия. Социальная форма движения материи рас­сматривается как космическое явление.

Между различными формами движения материи существу­ет генетическая связь, предполагающая, что каждая высшая форма возникает на основе низшей. Поэтому познание более сложных форм движения предполагает исследование и более низких, которые составляют их основу. Нельзя понять сущ­ность жизни, тот глобальный скачок, который совершился в природе при переходе к биологической форме движения без зна­ния тех физико-химических процессов, на основе которых она возникает.

С другой стороны, высшие формы движения, каче­ственно отличаются от низших. Сведение высших форм к низ­шим ведет к механицизму. Классический механицизм X V II- XIX вв. сводил все формы движения к механическому движе­нию.

Механицист стремится, например, свести и все жизнен­ные проявления к процессам физико-химическим, отрицает специфику живого, не видит “снятости” физических и химичес­ких закономерностей биологическими закономерностями, сво­дит живое целое к его отдельному компоненту. Однако “химия жизни” поднимается над уровнем обычной химии неживого и дает новое качество, новую форму движения материи – биоло­гическую, форму бытия живых систем, когда “мертвый” химизм превращается в живой. Механицизм проявляется и в попытках объяснить социальные процессы только из биологического раз­вития человека.

Вторая односторонняя концепция в интерпретации взаимоот­ношений между формами движения материи заключается в отри­цании генетического и структурного единства между ними, в обо­соблении высших форм движения (например, биологической) от низших. Это ведет к отрицанию рациональной возможности объяснить возникновение высших форм движения.

Так, например, биологический витализм (от лат. vita – жизнь) исходит при объяс­нении биологической формы движения из наличия целесообразно действующей жизненной силы (“созидающей силы”, “порыва”), присущей только живой природе (Х.Дриш, Л. Берталанфи), от­рицая тем самым возможность возникновения живого из неживо­го. Сильной же стороной витализма была критика механических взглядов на биологическую причинность. Специфика живого в рамках современных представлений не отрицается, но связывает­ся с единством происхождения и развития жизни.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)