Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира

Описание отдельных уровней организации бытия, атрибутив­ных свойств многообразных объектов мира, как правило, осуще­ствлялось в классической науке в рамках отдельных научных дис­циплин. Но долгое время оставался открытым вопрос о том, как перейти от одного уровня к другому и в терминах какого языка можно описать подобный переход? Довольно длительное время наука не давала убедительных ответов на этот вопрос.

Новый подход к решению данного вопроса возник с середины XX в., когда появилась реальная возможность объединения пред­ставлений об основных структурных уровнях организации (не­живом, живом и социальном) в единую, целостную картину мира на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус. Эти принципы учитывают специфику каждой конкретной отрас­ли знания и в то же время выступают в качестве некоторого инварианта в многообразии различных дисциплинарных онтологий. Если кратко характеризовать тенденции синтеза современных научных знаний, то они могут быть выражены в стремлении пост­роить научную картину мира на основе принципа глобального (универсального) эволюционизма.

Эволюционные идеи имеют достаточно длительную историю, и первая их интерпретация была дана в рамках философского зна­ния, но постановка данной проблемы в науке была осуществлена позднее. Наиболее полную разработку принцип эволюции получил в био­логии и стал ее фундаментальным положением со времен Ч. Дарви­на. Однако до настоящего времени он не был доминирующим в естествознании. Во многом это связывалось с тем, что в качестве науки-лидера выступала физика, которая транслировала свои парадигмальные установки в соседние отрасли знания. Но физи­ка на протяжении большей части своей истории не включала в явном виде в число своих фундаментальных постулатов принцип развития.

Что же касается биологии, то ее представления, касающиеся живой природы, не рассматривались как базисные основания ми­ роздания. Поэтому, участвуя в построении научной картины мира, биология, тем не менее, долгое время не претендовала на то, чтобы ее идеи и принципы приобрели универсальный характер и приме­нялись во всех других областях исследования.

Парадигмальная несовместимость классической физики и био­логии обнаружилась в XIX столетии как противоречие между по­ложениями эволюционной теории Дарвина и второго начала тер­модинамики. Согласно эволюционной теории, в мире происходит непрерывное появление все более сложно организованных живых систем, упорядоченных форм и состояний живого. Второе же на­чало термодинамики утверждало, что эволюция физических сис­тем приводит к ситуации, когда изолированная система целеуст­ремленно и необратимо смещается к состоянию равновесия.

Про­ще говоря, если биологическая теория говорила о созидании в про­цессе эволюции все более сложных и упорядоченных живых сис­тем, то термодинамика – о разрушении, о непрерывном росте энт­ропии. Эти коллизии между физикой и биологией нуждались в своем разрешении. Предпосылкой тому могло стать эволюцион­ное рассмотрение Вселенной в целом, возможное за счет трансля­ ции эволюционного подхода в физику, приводящего к переформулировке фундаментальных физических теорий. Но эта ситуация возникла только в науке последней трети XX столетия.

Представ­ления об универсальности процессов эволюции во Вселенной как раз и реализуются в современной науке в концепции глобального эволюционизма. Его идеи позволяют единообразно описать ог­ромное разнообразие процессов, протекающих во всех сферах реальности – неживой, живой природе и обществе.

Глобальный эволюционизм часто характеризуется как прин­цип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей, полу­чивших, прежде всего, обоснование в биологии, а также в геологии, астрономии, химии, на все сферы действительности и рассмотре­ние неживой, живой и социальной материи как единого универ­сального эволюционного процесса. Это принципиальный аспект в понимании глобального эволюционизма, но он не исчерпывает содержания данного принципа.

Необходимо учесть, что сам эво­люционный подход в XX столетии приобрел новые черты, отличающие его от классического эволюционизма XIX в., который за­давал, скорее, феноменологию развития, нежели системные ха­рактеристики развивающихся объектов. Новое содержание в кон­цепцию глобального эволюционизма было внесено в 40-50-х гг. XX в., когда были развиты идеи общей теории систем.

Идея сис­темного рассмотрения объектов оказалась весьма эвристичной прежде всего в рамках биологической науки, где она привела к раз­работке проблемы структурных уровней организации живой ма­терии, анализу различного рода связей как в рамках определен­ной системы, так и между системами разной степени сложности. Системный подход, развиваемый в биологии, рассматривает объекты не просто как системы, но как саморазвивающиеся систе­мы. Формирование самоорганизующихся систем можно рас­сматривать в качестве особой стадии развивающегося объекта, сво­его рода “синхронный срез” некоторого этапа его эволюции. Что касается эволюции, то она может быть представлена как переход от одного типа самоорганизующейся системы к другой (“диахронный срез”).

В результате анализ эволюционных характеристик оказы­вается неразрывно связан с системным рассмотрением объекта. Глобальный эволюционизм можно рассмотреть как соединение идеи эволюции с идеями системного подхода. В этом отношении универсальный эволюционизм не только распространяет идею развития на все сферы бытия (устанавливает универсальную связь между неживой, живой и социальной материей), но и преодолевает ограниченность феноменологического описания развития, связы­вая такое описание с идеями и методами системного анализа. Идеи глобального эволюционизма получили обоснование в современной науке и только после этого они стали рассматриваться в качестве базисного принципа современной научной картины мира.

В обоснование глобального эволюционизма внесли свой вклад многие естественнонаучные дисциплины, но определяющее зна­чение в его утверждении сыграли теория биологической эволю­ции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы, те­ория нестационарной Вселенной и синергетика. О каких же идеях, развитых в биологии, астрономии, синергетике идет речь?

Концептуальный аппарат биологии традиционно играл особую роль в разработке эволюционных идей. Уже в классический период осуществлялось тесное взаимодействие теории биологической эво­люции с геологией и зарождающимися социальными науками. Как отмечалось выше, применение в биологии XX в. идей кибернетики и теории систем стимулировало процессы синтеза эволюционных представлений и системного подхода, что явилось существенным вкладом в разработку методологии глобального эволюционизма.

В 20-х гг. XX столетия в биологии начало формироваться но­вое направление эволюционного учения, которое было связано с именем В.И. Вернадского и которое называют учением об эволю­ции биосферы и ноосферы. Его, бесспорно, следует рассматривать как один из существенных факторов естественнонаучного обосно­вания принципа глобального эволюционизма.

В концепции В.И. Вернадского жизнь представала как целост­ный эволюционный процесс, включенный в качестве особой состав­ляющей в космическую эволюцию. Тем самым своим учением о био­сфере и ноосфере В.И. Вернадский фактически продемонстриро­ вал неразрывную связь планетарных и космических процессов. Осознание этой целостности имеет непреходящую эвристичес­кую ценность, поскольку во многом определяет стратегию дальнейшего развития человечества.

От того, как человек будет стро­ить свои взаимоотношения с окружающим миром, зависит само его существование. Не случайно проблемы коэволюции человека и биосферы постепенно становятся доминирующими проблемами не только для современной науки и философии, но самой страте­гии человеческой практической деятельности, поскольку дальней­шее развитие вида Homo sapiens, его благополучие требуют точ­ной согласованности характера эволюции человеческого обще­ства, его производительных сил и развития природы. Наряду с эволюционной теорией существенную роль в обосно­вании глобального эволюционизма внесла концепция расширяю­щейся и раздувающейся Вселенной.

Согласно этой концепции полагалось, что приблизительно 15 -20 млрд лет назад из точки сингулярности в результате Боль­шого взрыва началось расширение Вселенной, которая вначале была горячей и очень плотной, но по мере расширения охлажда­лась, а вещество по мере остывания конденсировалось в галакти­ки. Последние, в свою очередь, разбивались на звезды, собирались вместе, образуя большие скопления. В процессе рождения и уми­рания первых поколений звезд происходило синтезирование тя­желых элементов. После превращения звезд в красные гиганты, они выбрасывали вещество, конденсирующееся в пылевых струк­турах. Из газово-пылевых облаков образовывались новые звезды, и возникало многообразие космических тел.

Модель расширяющейся Вселенной существенно трансформи­ровала представления о мире, ибо она включала в научную картину мира идею космической эволюции. Тем самым возникала ре­альная возможность описать в терминах эволюции неорганичес­кий мир, обнаруживая общие эволюционные характеристики раз­личных уровней его организации и, в конечном счете, построить на этих основаниях целостную картину мира.

В середине XX столетия идеям эволюции Вселенной был придан новый импульс. Это было связано с возникновением концепции раздувающейся Вселенной, в рамках которой предпринимались по­пытки охарактеризовать наиболее загадочный этап в развитии Вселенной, охватывающий промежуток времени от нуля – условного момента “Большого взрыва”, до сотых долей секунды.

Ключевым элементом концепции раздувающейся Вселенной было представле­ние о так называемой инфляционной фазе – фазе ускоренного рас­ширения. После колоссального расширения окончательно устано­вилась фаза с нарушенной симметрией, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц.

В результате развития концепции раздувающейся Вселенной претерпевал изменение взгляд на нее как на нечто однородное и изотропное, и возникало представление о Вселенной как состоящей из многих локальных мини-вселенных, в которых и свойства элементарных частиц, и величина энергии вакуума, и размерность пространства-времени могут быть различными. Новая теория по­зволяла рассматривать наблюдаемую Вселенную лишь в качестве малой части Универсума как целого, а это значит, что вполне пра­вомерно предположить существование достаточно большого чис­ла эволюционирующих Вселенных.

Все эти научные результаты, полученные в современной кос­мологии, дают основание рассмотреть их как один из факторов утверждения идеи глобального эволюционизма в современной научной картине мира. Не менее важную роль в обосновании идей глобального (уни­версального) эволюционизма сыграла синергетика.

Как отмечал Г. Хакен, который считается основоположником синергетического направления, синергетика занимается изучением систем, состоя­щих из большого числа частей, взаимодействующих между собой. Ее специфической особенностью является то, что она уделяет ос­новное внимание когерентному, согласованному состоянию процес­ов самоорганизации в системах различной природы. Термин “си­нергетика” и означает “совместное действие”, подчеркивая согласо­ванность функционирования частей, отражающуюся в поведении системы как целого.

Явление самоорганизации довольно длительное время соотно­силось только с живыми системами. Что же касается объектов не­живой природы, то считалось, что если они и эволюционируют, то лишь в сторону хаоса и беспорядка. Но здесь как раз и возникала проблема – как связаны между собой объекты неживой и живой природы? Чтобы ответить на него, требовалось устранить раз­рыв между эволюционной парадигмой биологии и традиционным абстрагированием от эволюционных идей при построении физи­ческой картины мира.

Известно, что классическая наука преимущественно уделяла внимание феноменам устойчивости, равновесности, однороднос­ти и порядку. Она была ориентирована на изучение простых объек­тов, знание законов которых позволяло, исходя из информации о состоянии системы в настоящем, однозначно предсказать ее буду­щее и восстановить прошлое. Физическая наука, в классический период своего функционирования, исключала из рассмотрения “фактор времени”.

Полагалось, что время носило обратимый ха­рактер (то есть, состояния объектов в прошлом, настоящем и буду­щем были практически неразличимы) и рассматривалось как несущественный элемент. Все эти интерпретации были конкретным выражением неэволюционной парадигмы классической физики. Если же исследователи сталкивались с явлениями, которые не ук­ладывались в эту схему, то они рассматривались как своего рода исключение из правил, и ими можно было пренебречь.

Последующее развитие физики поставило под вопрос вневремен­ной характер физической картины мира и привело к осознанию огра­ниченности идеализации закрытых систем и описаний в терминах таких систем реальных физических процессов. Было показано, что подавляющее число природных объектов является открытыми сис­темами, обменивающимися энергией, веществом и информацией с окружающим миром, а определяющую роль в изменяющемся мире приобретают неустойчивые, неравновесные состояния.

Для описа­ния особенностей функционирования таких систем старая теория оказалась непригодной. Традиционная парадигма не справлялась с нарастающим количеством парадоксов и аномалий, оставляя необъяснимыми многие открываемые явления. Соответственно воз­никала необходимость в выработке нового подхода, адекватного вовлекаемым в орбиту исследования объектам и процессам.

Определяющий вклад в выработку такого подхода был внесен И. Пригожиным и его школой. В экспериментальных исследова­ниях ими было показано, что, удаляясь от равновесия, термодина­мические системы приобретают принципиально новые свойства и начинают подчиняться особым законам. Такие системы несут в себе “стрелу времени” и являются источником порядка, порождая высокие уровни организации.

Эвристическую ценность имеют идеи о том, что “стрела време­ни” проявляется в сочетании со случайностью, когда случайные процессы могут породить переход от одного уровня самоорганиза­ции к другому, радикальным образом изменяя систему.

Синергетика как теория самоорганизации выявляла существен­ные закономерности развития мира. Рассмотрение всех объектов как самоорганизующихся систем, обладающих открытостью, нели­нейностью, неравновесностью, создавало научно обоснованную возможность преодолеть разрыв между представлениями о живой и неживой природе. Идеи синергетики приобретали важное миро­воззренческое и методологическое значение.

Благодаря им обосно­вывались представления о развитии физических систем и открыва­лись новые возможности для выяснения взаимосвязей между основ­ными этажами мироздания – неживой, живой и социальной мате­рией. Если до синергетики не было концепции, относящейся к клас­су не философских, а научных теорий, которая позволяла бы свести в единое целое результаты, полученные в различных областях зна­ния, то с ее возникновением появились принципиально новые усло­вия формирования целостной общенаучной картины мира.

Глобальный (универсальный) эволюционизм позволяет вы­строить новую картину мира. Он задает универсальность эво­люционного видения мира, создавая возможность рассмотреть во взаимосвязи не только живую и социальную материю, но и вклю­чить неорганическую материю в целостный контекст развиваю­щегося мира. Он позволяет установить существование единой прогрессивной эволюции от Большого взрыва до возникновения жизни и разума. Он дает возможность рассмотреть человека как объект космической эволюции, закономерно возникающий на оп­ределенном этапе функционирования нашей Вселенной.

Глобальный эволюционизм может быть представлен как ба­зисный принцип современной научной картины мира. Он все чаще рассматривается как некоторое умонастроение эпохи, поскольку на основе этого принципа весь мир, его бытие осмыслива­ются в терминах процесса, динамики, постоянного становления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)